Арктика – это огромная территория на севере планеты. В нее входит несколько государств, и Россия занимает большую территорию. Общая площадь только сухопутной части – около 5 млн квадратных километров. Четыре региона полностью расположены в арктической зоне – это Чукотский, Ямало-Ненецкий, Ненецкий округа и Мурманская область. А еще Арктика захватывает северные территории республик Якутия, Карелия, Коми, Архангельской области и Красноярского края. Арктика до сих пор – терра инкогнита, и там стоит побывать, чтобы увидеть красоту суровой природы, узнать историю и услышать ее голос.
Надо быть готовым к тому, что на крайнем севере почти нет асфальтированных дорог. В красивые места ведут грунтовки либо воздушные трассы. Чукотка удивляет горными пейзажами, на склонах нет деревьев, только трава и кустарники.
Около Анадыря, столицы Чукотки, есть гора Дионисия – это остатки древнего вулкана. Подъем на вершину – один из туристических маршрутов. Летом склоны, как ковром, покрыты ягодами. На склонах Дионисия берет начало река Казачка. Подъем к вершине несложный, не спеша осилить его может каждый желающий. Сверху открываются живописные виды на долины.
Но Арктика – это не только лысые горы и тундра. Южная арктическая зона проходит по просторам тайги. Это хвойные леса – легкие нашей планеты. Территорию Турук Хайя (в переводе с якутского – «отвесная скала») обустраивает коллектив Второй жемконской агрошколы. Они установили беседки, оборудовали места для якутских обрядов.
Тайга составляет почти пятую часть всех лесов планеты. Природа словно специально возвела скалу Турук Хайя на высоте птичьего полета, чтобы человек увидел красоту бескрайности таежных лесов.
Арктический климат очень суровый. Зимой минус 40, минус 50 – обычное явление. Автомобилисты на ночь не выключают двигатели машин, иначе их утром не завести. Арктика – это еще и царство ветра. Норильск – один из городов-рекордсменов по ураганам. Здесь даже при небольшом осеннем морозе кажется, что уже глубокая зима.
Норильск – очень суровый город, и суровость эта проявляется прежде всего в порывах ветра. Горожане не столько смотрят на термометр, сколько на скорость ветра, потому что каждый метр в секунду – это еще минус два градуса.
Суровый характер Арктики каждый год наблюдают жители Дудинки – морского арктического порта. Весной льды буквально стирают его с лица земли. Конечно, недели за две-три до ледохода с берега убирают всю технику, а суда уходят подальше от причала. Весь порт затапливается, в течение примерно двух недель проходит ледоход, потом начинается восстановление порта, это занимает еще две-три недели.
Но суровые условия не мешают в Норильске организовать клуб дайвинга. И дайверы, кстати, больше любят погружаться под лед, чем в теплую воду. Вода не цветет как летом, прозрачность очень хорошая. Погружение под лед в Норильске – это экстрим вдвойне. Дайверы идут под лед обязательно со страховочным тросом: северная вода считается тяжелее, чем на материке, на ней сложнее держаться. Погружение под лед длится не больше часа, дольше уже опасно, потому что даже в сухом костюме начинают мерзнуть руки и ноги.
Подводный мир Арктики, конечно, отличается от коралловых рифов. Но здесь своя северная романтика. Например, до сих пор не изучены рельефы озер на плато Путорана. Эхолота не хватает, чтобы измерить глубину озер в тектонических разломах.
Арктическая территория – это зона вечной мерзлоты. Так называют землю, промерзшую на несколько метров вглубь и не оттаивающую даже летом. Вечная мерзлота – это дар природы, потому что она сохраняет следы жизни доисторических времен, останки животных ледникового периода. В краеведческом музее Таймыра хранится скелет и чучело мамонта-подростка Жени. На момент гибели его возраст составлял 13-16 лет. А вот геологический возраст Жени составляет 40-45 тысяч лет.
Это уникальный мамонт, потому что на бивне ученые обнаружили следы охоты древнего человека. Ученые предполагают, что животное получило смертельную рану от первобытного охотничьего оружия.
Пока что нет других доказательств появления человека на Таймыре в столь ранний период. Большинство данных говорит о том, что люди стали осваивать эту холодную территорию 8-6 тысяч лет назад.
Самым древним народом Таймыра считаются нганасаны. Существует легенда, что нганасаны произошли от птицы – краснозобой гагары, в оперении которой присутствует три цвета. Всего в Арктике живет несколько десятков коренных народов. В древности они занимались либо морской охотой, либо оленеводством. В российской Арктике часть народов до сих пор сохраняют традиционный уклад жизни, в том числе и кочевой с оленями.
Все коренные народы севера играют на хомусе, или варгане. Это древнейший музыкальный инструмент, ему около 4 тысяч лет. Изначально он был деревянным, затем стал металлическим. В Якутии игру на хомусе преподают даже в школе. Якуты называют хомус главным инструментов в их культуре и символом народа.
У хомуса простое строение, он выдает одну ноту, поэтому музыканты на выступления берут несколько хомусов. У каждого своя тональность, долгота звучания и насыщенность. Варя, Нарияна и Эркин – хомусисты-виртуозы, победители международных конкурсов. Хомус – это импровизация и сольное выступление, а коллективное музицирование – задача сложная.
Музыканты советуют каждому научиться наигрывать на хомусе, потому что этот древний инструмент снимает напряжение и заряжает энергией природы.
Каждый маршрут в Арктике – открытие, в первую очередь своих возможностей. Например, развернуть глэмпинг в сердце Чукотки – это задача не из легких, тем не менее он там есть. Приехав на край земли, вы можете посетить крайнюю северо-восточную точку Евразии – мыс Дежнева, увидеть старое поселение, познакомиться с бытом оленеводов, увидеть их национальный промысел и понаблюдать за китами в естественных условиях.
Глэмпинг стоит рядом с горячими Лоринскими источниками. Это награда путешественникам, преодолевшим десятки километров на вертолете и морскую качку. Богатый минеральный состав воды за полчаса восстанавливает силы для следующего похода.
А весной можно отправиться к центру Арктики – Северному полюсу. Уникальный проект существует только в России – его придумали ученые и путешественники-полярники. Ежегодно на дрейфующей льдине разворачивают научный и туристический лагерь, откуда стартуют лыжные экспедиции к вершине планеты. Океанские льды непрерывно движутся, поэтому курс приходится постоянно корректировать и буквально ловить заветные координаты Северного полюса.
В этот момент возникает ощущение детского восторга, словно нашел то, чего не может быть. Ведь через пару минут навигатор покажет, что к Северному полюсу снова надо идти – и в этом вся Арктика. Она непрерывно ставит одну задачу каждому пришедшему на ее территории, а в награду дарит яркие эмоции.
Подробнее в сюжете: Пять причин
Читайте также: