У православных христиан начался Великий пост. В чем суть самого главного и долгого поста в церковном календаре, и как его правильно провести? Телеканал «МИР 24» спросил об этом священника Александра Востродымова.
Великий пост считается не только самым долгим, но и самым сложным из всех православных постов. В чем суть этого сорокадневного воздержания?
– Давайте определимся, в чем суть воздержания, ограничения, аскезы. Тело не получает желаемого и смиряется. Смысл воздержания в том, чтобы мной командовала моя воля, мое сознание, а не мои желания. Ведь свобода и состоит во власти над своими желаниями.
Я для примера могу сказать про человека, страдающего алкогольной или наркотической зависимостью. Он бы и рад не пить и не употреблять наркотики, но не может. То есть его воля порабощена этой страстью, зависимостью. Для этого и нужна аскеза, то есть самоограничение, чтобы воспитывать свою силу воли. Воздержание необходимо именно для того, чтобы воспитывать самого себя.
Второй аспект: люди в древности постились, когда было плохо. Люди налагали на себя пост, а когда человек ничего не хочет есть? Когда у него беда, когда человек потерял близкого, ему и кусок в горло не лезет. Здесь то же самое – в пост человек ищет Бога и хочет соединиться с ним. Он потерял Бога и ищет его, и ему кусок в горло не лезет.
Пост – один из древнейших обрядов христиан. А как он появился?
– Великий пост как 40-дневный появился уже значительно позже. Изначально был предпасхальный пост, он установился в самой глубокой древности, во II-III веке, и многие церковные авторы об этом упоминают. Это был однодневный пост, который длился до 40 часов. Потом к III-IV веку начал формироваться именно 40-дневный пост. В память о том, что Иисус Христос перед тем, как выйти на проповедь, 40 дней пробыл в посте.
Только изначально был немножко другой пост, это было полное воздержание от пищи. Не было такого поста, что можно было вкушать какую-то пищу, а какую-то нет, можно или нельзя вкушать пищу животного происхождения.
Современный пост сформировался уже на других принципах, в IV-V веке, во времена развития монашества. То есть как монашеская традиция жизни, прежде всего целомудренной, монашеская традиция победила в традициях постничества, поэтому постов как полного воздержания от пищи у нас практически не сохранилось. Есть рекомендация на Cтрастной седмице полностью воздерживаться от пищи, но это уже для особо усердных.
Семь недель или 40 дней. Почему именно 40?
– 40 дней постился Иисус Христос, перед тем как выйти на проповедь. 40 дней постился Моисей, в течение 40 дней Моисей получил скрижали завета. Здесь аналогия такая же.
В разные времена были разные сроки. Но уже к IV-V веку утвердилось четкое 40 дней – четыре десятницы. Изначально это было восемь недель по пять дней, то есть 40 дней. Ближайший к нам монашеский устав, который был до Сергия Радонежского, приписывал послабления в субботу и воскресенье, когда поста практически не было, вкушали рыбу.
На самом деле, у нас нет четкого 40-дневного поста. Пост у нас семь недель, получается, 49 дней. И даже если, как многие считают, Cтрастная седмица не входит в состав четырехдесятницы, тогда все равно получается 42 дня, а не 40.
Священнослужители из года в год повторяют, что главное в посте – это очищение души. Как правильно провести это время?
– А разве в другое время душу не надо очищать? Как говорят, можете есть что угодно, главное, не есть друг друга. Получается, что закончится пост, придет Пасха, Христос Воскресе, и будем есть друг друга? Мы всегда должны оставаться христианами, жить по заповедям, мы всегда должны изучать Священное Писание, всегда должны дарить милостыню, быть добры друг к другу, всегда должны прощать, всегда должны трудиться над своей душой.
В духовной жизни очень важно такое однообразие. Это как забег на длинные дистанции. Кто занимался марафонами и бегал кроссы, знает, что нужно выбрать один комфортный темп, с которым можешь пробежать всю дистанцию. Если же ты сначала рванешь, потом остановишься, то собьешь дыхание и не пробежишь эти пять или 40 км. Для спринтерского бега на короткие дистанции, конечно, нужен рывок.
И думаю, что духовная жизнь – это тоже такой марафон, и слишком большие перепады не очень полезны. Если взять Великий пост, где я буду на хлебе и воде, а потом на Пасху я буду напиваться водкой и объедаться шашлыками, то, мне кажется, это тоже не очень верно. Воздержание должно быть всегда. Просто постом можно его усилить чуть-чуть.
А чем в духовном смысле Великий пост отличается от других ограничительных практик?
– Он не сильно отличается. В богослужениях есть отличия. Но большинство прихожан посещает церковь только по воскресениям, а в воскресные дни поста практически нет, нет отличий от других дней.
Чем пост отличается от других диет в плане питания?
– Например, Успенский пост такой же строгости, только среда и пятница чуть построже. В Рождественский пост позволяется рыба. Тут надо понять, что у нас постная дисциплина строится по Иерусалимскому монашескому уставу – уставу монастыря Саввы Освященного близ Иерусалима.
Это чисто монашеский устав. По нему практически никто не постится. Я могу по пальцам перечесть людей, которых я знаю, которые постятся по уставу. То есть пища без растительного масла, сухоядение, одно вкушение пищи в день. В воскресный день разрешается два приема пищи – в обед и на ужин.
А каким должен прийти верующий к окончанию Великого поста?
– Апостол Павел говорит слова, которые обычно объясняют смысл пищи. В Послании к Коринфянам он говорит: «Пища не приближает нас к Богу, ибо едим мы – ничего не приобретаем, не едим мы – ничего не теряем». Пища не сделает нас ближе к Богу.
Да, мы можем немного потренироваться в воздержании, чтобы тело мною не командовало, просто немножко усилить работу над собой. Как мы должны измениться за Великий пост? Точно так же, как и в любые другие дни. Мы постоянно должны меняться. Если человек не меняется, значит, что-то с ним не так. Он не должен стоять на месте. Постоянное непрекращающееся движение необходимо, это очень важно. Если я буду в Великий пост трудиться, а потом буду расслабляться, то такие духовные «качели» не очень полезны.
У Иоанна Златоуста были очень хорошие слова по поводу поста. Он говорит: «Ты посчитай, сколько денег стоит твой скоромный обед, когда ты ешь мясо, затем посчитай, сколько будет стоить твой обед, если ты будешь есть без мяса, а разницу отдай нищим».
Вот это самый настоящий пост. По факту, у нас нет определенного четкого поста. У нас есть очень строгий устав, который никто не выполняет. И также есть действительность. По сути, каждый постится так, как считает нужным. Ограничивает себя в том, что считает нужным.
Подробнее в сюжете: Гости эфира
Читайте также: