Городу на реке Кама исполнилось 300 лет. В XVII веке в этих краях добывали 70% всей соли Российского государства. На заводах-варницах мужчины и женщины таскали огромные мешки на своих спинах. Тогда-то и появилось выражение – «пермяк соленые уши». Здесь говорят: «В гости к пермяку попасть непросто, но если уж попал, то уйти будет очень трудно». Причин приехать в Пермь много, но есть, по крайней мере, пять веских, чтобы начать паковать чемоданы.
Увидеть величественную реку Кама – первая причина поехать в Перьмь. Говорить название города нужно именно так, смягчая, иначе примут за шпиона. Пермяки очень трепетно относятся к тому, чтобы название города произносилось правильно. Если пишется «Пермь» с одним мягким знаком, то произносится с двумя.
Пермяки характером похожи на главный символ города – медведя: самодостаточные, немногословные и очень консервативные. Вот и установленный на набережной арт-объект от москвича, художника Бориса Матросова, поначалу восприняли в штыки. Но когда Кама разлилась по весне, буквы поднялись в воду, и получилось, что надпись «Счастье не за горами» находится в воде. Тогда пермяки и признали этот арт-объект своим. И каждому туристу нужно обязательно сфотографироваться у этой надписи!
Пермяки уверены, это Волга впадает в их реку, а не наоборот. Причина веская: в месте слияния водность Камы больше. А значит, Волга – ее приток.
Еще лет восемь назад набережная выглядела невзрачно, теперь же пермяки ей гордятся. Протяженность набережной – около четырех километров. Здесь чисто, уютно и удобно, есть комната матери и ребенка и много спортивных площадок.
После прогулки по набережной можно заглянуть в кафе и попробовать настоящий пермский торт: тонкий шоколадный бисквит, слой соленой карамели, кедровые орехи, хвоя и карамельный мусс. Основные ингредиенты – соль и хвоя. Пермские хвойные сласти – вкусная причина приехать в Пермь.
Камским морем пермяки называют водохранилище, расположенное в 40 километрах от города. Там можно попробовать себя в сап-серфинге, и это вторая причина приехать в Пермь.
В деревне Хохловка есть центр каякинга, работающий при поддержке краевого министерства туризма и федеральных грантов. Там на туриста наденут спасательный жилет, дадут в руки весло и научат премудростям катания на сапе – надувной доске из ПВХ.
Такая доска весит около восьми килограммов, а выдерживает до двухсот. Его длина примерно четыре метра, ширина – около 90 сантиметров. Опытные инструкторы помогают освоиться с оборудованием даже новичкам.
Главное – научиться вставать на сап, не потеряв равновесие и не упав в воду. Прогулки на сапе по воде напоминают медитацию. Но если приходит волна, то превращаются в экстремальный источник адреналина.
Рядом с центром каякинга находится музей деревянного зодчества Хохловка. Это 35 гектаров, на которых расположен 21 объект – пять веков деревянного Урала. Посетить место силы – третья причина приехать в Пермь.
Рубаха, порты, сапоги и картуз – одежда XIX века. В ходе экскурсии можно посетить дом коми-пермяцкого крестьянина-середняка Павла Кудымова. В 80-м году эту избу перевезли из деревни Яшкино. Таким же образом в музее оказались и другие постройки. Разобрали и по бревнышку свезли сюда.
В таких избах жили от 10 до 15 человек.
Вся домашняя утварь была сделана руками хозяев. Среди экспонатов – приспособление для взбивания теста мутовка, огромная солонка утица, наполненная до краев, традиционные сарафаны дубасы и многое другое.
Интересна технология окрашивания ткани, когда рисунок наносится на светлую ткань с помощью специальных штампов, которые называли манеры. Затем все в чане окрашивается синей краской индиго. Белый рисунок на ткани – это неокрашенные места.
В музейном комплексе есть и интерактивная изба, в которой все можно потрогать: примерить берестяной рюкзак пистерь, взвесить на руке достаточно тяжелый и большой гвоздь, отправить чугунок в печь.
Музей расположен на полуострове, у которого есть своя набережная. На холме высотой в 165 метров над уровнем моря находятся самые старые постройки – церковь, рубленная еще при Петре Первом, и более поздняя колокольня. Это самая высокая постройка – 30-метровая. Она датирована 1791 годом постройки.
Колокольню недавно отреставрировали. Часть бревен пришлось заменить. На самом верху – десять колоколов, которые привезли из Санкт-Петербурга.
В Хохловке есть пожарное депо XIX века, единственная сохранившаяся в Пермском крае ветряная мельница и соляная варница.
В этом году комплекс планирует принять больше 80 тысяч туристов.
Просветитель Николай Серебренников в 1922 году начал собирать коллекцию религиозных изображений, выполненных коми-пермяками. Всего в художественной галерее хранится 500 деревянных скульптур. Выставка «Пермские боги» – четвертая причина приехать в город Прикамья.
Христианство в эти края пришло с опозданием на несколько веков. Православная церковь не особо жаловала такое творчество, но вынуждена была мириться с желанием коми-пермяков поклоняться святым, которые были похожи на них самих.
Деревянный Христос выглядит умиротворенным, поза расслабленная, свет в его темницу проникает через стекла. Таким Господа увидел неизвестный мастер. А на выразительном распятии из Усолья, выполненном в XVIII веке, можно увидеть совершенно азиатские черты лица: лунообразный лик, сросшиеся брови.
Николу Можайского из Зеленят местные жители провожали в музей, как дорого родственника, – он был их защитником. У святителя строгое коми-пермяцкое лицо. Говорили, что, находясь в церкви, он любил ходить и сносил восемь пар обуви. Интересно и ангельское войско мастера Никона Кирьянова. У лубочных ангелов в петровских париках явная диспропорция, грубо сработанные крупные руки, символизирующие защиту и то, что эта вера – «правильная».
Сейчас галерея, занимавшая Кафедральный собор с 1932 года, готовится к переезду, – храм возвращают РПЦ. На прежнем месте останется старинный иконостас, а «Пермские боги» переедут в новое здание.
Пятая причина приехать в Пермь – это попробовать традиционные блюда.
Знаменитые посикунчики – это пермские пирожки с мясом. Для их приготовления нужно тесто и фарш. В фарш добавляется крутой говяжий бульон, который потом дает сок. Лепятся посикунчики, как обычные вареники. Края запечатываются при помощи вилки. Жарятся пермские пирожки всего 5-7 минут. К посикунчикам подается макало – хреновая закуска и горчица.
Этимологию слова «посикунчики» точно не знают даже сами пермяки. Есть две версии. Первая связана с тем, что из пирожков течет сок, когда их жарят и едят, соответственно, они «сикают». Второй вариант более правдоподобный: в процессе приготовления пирожки секутся. Раньше не было ни досок, ни ножей, и все секли в корыте ножом-сечкой.
Еще одно традиционное блюдо – куньдюмы. Проще говоря, пельмешки с фаршем из грибов. Они запекаются в сметанном соусе и подаются с каперсами из маринованной рябины.
Еще пермяки едят пистики – молодые побеги хвоща. Их добавляют в те же посикунчики.
Многие, отправляясь в Пермь, не знают, чего ждать. Приезжают и приятно удивляются, а потом активно пишут положительные отзывы. Пермский край поставил для себя амбициозную задачу – турпоток в регион должен увеличится до полутора миллионов человек.
Подробнее в сюжете: Пять причин