В Северной Осетии на одной из крупнейших в России плантаций спаржи завершается сбор урожая. В этом году аграрии побили собственный рекорд – получили около двухсот тонн продукта. В будущем эта цифра будет только расти, в том числе, благодаря увеличению площади посадки.
Эти «гектары» могут запутать даже агрономов. На несколько километров вдаль из земли торчат ряды зеленых стеблей. Это ни привычная для Северной Осетии кукуруза, ни пшеница. Несколько лет назад осетинский бизнесмен решил удивить местных аграриев и первым посадил в регионе спаржу.
Начинали с рассады из Голландии. Пробные партии растений дали урожай уже на второй год – 800 килограммов. Тогда аграрии вспомнили – что в советские годы спаржу в Северной Осетии уже выращивали. Успешно, но недолго. Не было спроса.
Зато теперь зеленые стебли стали деликатесом, а в магазинах на них устойчивый спрос. Сейчас осетинская плантация спаржи крупнейшая в России. Площадь 55 гектаров. Аграрии планируют расшириться в два раза.
С апреля по июнь в поле кипит работа. Идет сбор урожая. В этом году мешали дожди. За это время часть растений приобрела нетоварный вид. Несколько тонн спаржи так и останется в поле.
Слишком высокие, кривые или распустившиеся побеги – отбраковывают. Их нужно срезать. Иначе на его месте не появится новый росток. Идеальная спаржа – высотой чуть больше 20 сантиметров.
На предприятии около 20 постоянных работников и несколько десятков сезонных. Их принимают на время сбора урожая. Жанна Цагараева с экзотическим растением познакомилась на плантации. Но так и осталась равнодушна. Хотя коллеги расхваливают вкусовые качества спаржи.
Крупнейшие мировые поставщики этого деликатеса – Перу, Мексика и Таиланд. Но на полках российских торговых сетей и в ресторанах конкуренцию им уже составляет осетинская спаржа. Купить продукцию уже можно в Москву, Санкт-Петербург и Краснодар.
Здесь не используют химию, а путь от плантации до прилавка, в отличие от импортной спаржи, иногда занимает пару дней.
«Наша спаржа выигрывает в качестве. Представьте, импортная пока с Южной Америки приедет… На сколько она обработана, мы можем только догадываться. Вообще срок хранения свежей спаржи не больше 30 дней. Для этого ее нужно доставлять в Россию самолетами. В такое я не верю», – говорит исполнительный директор компании Юрий Ревазов.
С поля – сразу в душ. В цехе спаржу моют и отправляют на новую автоматизированную линию. Ее завезли из Германии пару лет назад. Машина сканирует побег и подрезает лишнюю часть. Линия сама делит продукцию по сортам. Ручного труда минимум.
«При большом объеме обеспечить обрезку, мойку, упаковку невозможно. Чтобы все это делать, понадобилось бы много людей. Эта линия снимает все вопросы. Производительность ее порядка 700 килограммов в час», – объясняет Юрий Ревазов.
Автоматизация помогает быстрее отправить продукцию в холодильник и сохранить качество продукта. На новой линии спаржа больше похожа на фотомодель. Благодаря снимкам удается отсортировать и удалить бракованную спаржу.
«Камера успевает сделать семь фотографий с разных ракурсов этого побега. Потом, используя специальные алгоритмы, она определяет длину побега, его диаметр, раскрытие пучка, жесткость основания. Исходя из цвета этого основания и по этим параметрам делит продукцию по сортам», – говорит начальник цеха Владимир Ревазов.
Раньше корни спаржи возили в Северную Осетию из Нидерландов. Местные аграрии научились выращивать экзотическое растение и из семян. Поэтому проблем с посадочным материалом из-за санкций не будет.
Цены на свою продукцию аграрии стараются не завышать. Она в среднем в два раза дешевле импортной. Это дает возможность познакомить россиян с непривычным продуктом на торговых полках. После роста объемов производства аграрии Северной Осетии готовы обеспечить спаржей и страны ближнего зарубежья.
Подробнее в сюжете: Мировой сюжет