01:30 19/08/2023

Экспресс в Петербург и на Урал: с какими городами могут соединить Москву быстрые поезда?

Наступил момент для реализации высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Петербургом. Об этом Владимир Путин заявил на церемонии открытия движения по Третьему центральному диаметру столицы. Преимущества и перспективы проекта телеканал «МИР 24» обсудил с кандидатом экономических наук, председателем Союза пассажиров, членом общественного совета при Минтрансе РФ Кириллом Янковым.

Проект высокоскоростной железнодорожной магистрали между двумя столицами был утвержден еще в 2021 году. Что даст его реализация?

- Нельзя сказать, что уже полностью готов рабочий проект, но основные технические решения, действительно, были утверждены в 2021 году, и сейчас кое-где даже идут стройки. Что даст реализация этого проекта? Прежде всего, сокращение времени в пути между двумя столицами. Поезд, следующий без остановок, будет преодолевать это расстояние за два часа 15 минут – скорость существенно быстрее нынешнего самого быстрого скоростного поезда.

Скоростные безостановочные поезда – это пассажирский транспорт. Какие сферы с точки зрения экономики могут получить новый импульс в случае появления такой супердороги?

- С точки зрения экономики эта дорога дает не так много прямых эффектов, но будут эффекты, распространяющиеся на другие отрасли: от строительства дороги до производства подвижного состава. Косвенные эффекты значительны, и они состоят в том, что рынки труда Москвы и Петербурга, плюс рынок труда Твери, Великого Новгорода сближаются. Люди получают больше возможностей в поисках работы, и компании получают возможность нанимать людей со всех городов, особенно если это режим частично удаленной занятости, который сейчас получает все большее распространение. Такие эффекты, как повышение мобильности населения, развитие прилегающих территорий очень важны. Между Тверью и Великим Новгородом трасса пойдет по практически не освоенным территориям. Там планируется несколько станций буквально в чистом поле. Развитие территорий вокруг этих станций тоже даст определенный эффект.

С технической точки зрения, насколько сложная задача – строительство такой магистрали? Что важнее в ее запуске: сами пути, то есть колея, предназначенная для скоростного движения, или поезда, которые по этой колее пойдут?

- Технические решения по путям, по искусственным сооружениям, по энергоснабжению есть. Сложнее ситуация с подвижным составом не потому, что Россия не в состоянии самостоятельно произвести высокоскоростной подвижной состав, мы можем это сделать. В свое время были проработки поезда «Русский Сокол», их можно поднять. По транспортному железнодорожному машиностроению наша страна достаточно импортонезависима.

Проблема другая. Для эксплуатации первой железнодорожной линии нужно произвести максимум 20 составов. Если потом отложить чертежи в архив, остановить производство, это будет очень неэффективно. Почему эффективны массовые производители такого рода составов? Потому что составы, которые они производят, исчисляются сотнями и тысячами, покрывая расходы на научно-исследовательские опыты, научные работы, испытания, сертификацию. Одно дело, когда они раскладываются на тысячу экземпляров, а другое дело, когда на несколько десятков экземпляров.

Наш отечественный подвижной состав может получиться не хуже, чем иностранный, но он получится значительно дороже, и в этом основная проблема. Именно из-за этого в нулевые годы было принято решение купить поезда, а не производить самим. Вот и сейчас будем стоять перед той же самой развилкой: или производить полностью свой подвижной состав, но он рискует получиться очень дорогим, или купить китайский подвижной состав, или организовать у нас его сборку. Какое будет принято решение, пока сказать нельзя.

По мнению президента России, дорога Москва – Петербург – это только первый этап. Дальше Нижний Новгород, Воронеж, Казань, а от Казани вообще в Уральские регионы. Может понадобиться намного больше составов, и появится целая сеть высокоскоростных магистралей в России?

- Да, было сказано и о сети, но для этого нужны гарантии. Нужна программа развития ВСМ, например, на 25 лет, и лучше всего, утвержденная указом президента. Под такую программу производители действительно могут вложиться в изготовление опытных образцов, проектирование, чертежи и сделать такой подвижной состав.

Пока документов, которые бы говорили о точных сроках строительства по этой программе, нет. Это то, что называется «наработки на будущее», хорошие пожелания. Но под такие хорошие пожелания частный бизнес вряд ли будет вкладываться в разработку нового подвижного состава. Нужны твердые гарантии, что этот подвижной состав в ближайшие 25 лет будет покупаться нашими железными дорогами.

Кроме этого, Владимир Путин сообщил, что обсудит с президентом Беларуси Александром Лукашенко создание высокоскоростной магистрали Москва – Минск. Насколько это перспективное направление?

- Оно менее перспективное, чем Москва – Петербург и даже чем Москва – Нижний Новгород и Москва – Казань. Расстояние от Москвы до Минска и до Казани примерно одинаковое. Только по дороге в Казань один город-миллионник Нижний Новгород и два почти полумиллионные города Владимир и Чебоксары. А по пути в Минск только один Смоленск, приблизительно полумиллионник. Но пассажиропоток берется не только между конечными, но и между промежуточными пунктами. Да и Минск по населению – примерно, как Казань.

На будущее, конечно, такую дорогу можно построить. Когда-то она планировалась и дальше, до западной границы. Надо думать, что когда-нибудь и через западную границу снова будут ходить поезда, и тогда эта дорога будет иметь еще большее значение.

Пока ни возможные сроки, ни условия финансирования даже первого этапа не озвучивались. Можно предположить, какими они будут?

- Исходя из стадии предпроектных работ и частичной застройки, которая есть сейчас, можно предположить, что на строительство ВСМ Москва-Петербург нужно примерно пять лет.

Большие затраты на строительство ВСМ – главный аргумент скептиков. Но подобные проекты же не могут быть дешевыми?

- Дешевыми они быть не могут, их цена несколько триллионов рублей. Везде и всегда такие проекты реализовывались только при государственной поддержке, в виде прямого или косвенного государственного финансирования, кредитов государственных банков. Без поддержки государства частный бизнес такого рода проекты никогда и нигде не осуществляет.

Другое дело, как все это проектировать, чтобы текущая эксплуатация скоростной магистрали не была убыточной. Я думаю, что между Москвой и Петербургом она вряд ли будет убыточной.

По сути, речь идет о новой экономической географии России. Одно из условий – обязательное государственное участие. А какие еще условия необходимы для появления этой новой экономической географии?

- Для этого необходима долгосрочная программа, по которой производители подвижного состава и другого необходимого для ВСМ оборудования развернут производство таких видов оборудования. Причем это должна быть такая программа, что если государство от нее откажется, то оно должно будет компенсировать убытки этим производителям.

Во-вторых, нужны проекты развития тех территорий, через которые проходит новая высокоскоростная магистраль. Речь не о Москве и Петербурге, а о территориях, прилегающих к промежуточным станциям. Это простые и понятные экономические условия для всех долгосрочных партнеров этой магистрали. Их в любом случае будет много. Кто-то будет готовить еду для пассажиров, кто-то будет стирать мягкие принадлежности из вагонов и так далее. Простые, понятные и прозрачные условия, чтобы туда можно было попасть на открытых конкурсных условиях.