Национальный духовой инструмент, звучание которого жители Молдовы узнают из сотен других. Най – продольная многоствольная флейта, на которой исполняются народные мелодии различных жанров. В республике его изготавливают вручную. На нем играют от мала до велика: как совсем юные музыканты, так и народные и заслуженные артисты. Инструменты в руках известных молдавских наистов созданы руками Александра Келеша.
Для изготовления инструмента у Александра есть специальный шаблон – форма, на которую крепятся трубки. Прежде, чем собрать все детали воедино, необходима подготовка. Детали, которые составляют основу инструмента, трубки, вытачиваются на токарном станке. Затем наждачной бумагой Александр делает трубки гладкими и эстетичными. После укладывает их на специальный шаблон. При этом важно уложить детали правильной стороной.
«Бывает так, что толщина стенки на обоих концах трубки отличается. Ту часть, где стенка толще, я укладываю на место, где будет располагаться мундштук. Плоскость получается шире – удобнее играть», – пояснил мастер.
Чтобы трубки лежали плотнее друг к другу, с боков их необходимо подточить рубанком. На протяжении всего процесса Александр делает разметку, чтобы все было равномерно. Тогда инструмент будет выглядеть эстетично. Когда трубки собраны, отверстия снизу закрывают пробками – это позволяет экономить воск, а также придает прочность деталям. Следующий этап – основа. Для нее мастер выбирает древесину ореха, реже – груши. У основы свое лекало. По нему Александр делает заготовку.
«Многие мастера делают заготовки очень тоненькие, 2-3 мм, я делаю 8 мм», – подчеркивает мастер. Это хоть и усложняет процесс изготовления и требует терпения, но результат получается более качественным.
«Она ровная. Я ее размачиваю, нагреваю на огне и медленно сгибаю. Если это делать резко, то дерево лопнет», – уточняет Александр.
Когда основа готова, мастер снова делает разметку. На этом этапе она необходима, чтобы отметить углубления в основе. Во время сборки ная трубки плотно лягут в основу и закроют щели – и тут снова дело в эстетике. Да и благодаря изгибам музыканту будет удобнее держать инструмент.
В зависимости от потребности артиста, в нае может быть от 8 до 24 трубок. Зачастую их изготавливают из бузины – это молдавский тростник. Основой может стать и другое дерево. Примечательно, что каждое будет иметь свой тембр.
Любовь к музыкальным инструментам Александру передалась по наследству. Его отец и дед играли на скрипке. А будучи второклассником, Александр и сам пристрастился к игре на домбре и мандолине (мандоли́на – итальянский музыкальный инструмент с четырьмя двойными металлическими струнами) и даже выступал с духовым оркестром – играл на трубе. До службы в армии играл на гитаре, после увлекся скрипкой. Сначала игрой, затем – изготовлением этого музыкального инструмента. Первая скрипка из-под рук Александра вышла примитивной, признается мастер, но это был важный шаг на пути к делу всей своей жизни.
«Потом сделал вторую. Она уже была больше похожа на настоящую скрипку. Ее я решил показать известному молдавскому мастеру Герману Леонтьевичу Каструбину. Я попал к нему, показал работу. Он ее одобрил и после этого я стал продолжать. Если бы не одобрил, может, я и не продолжил бы», – рассказал Александр Келеш.
Одобрение великого мастера подтолкнуло Александра продолжать работу над созданием музыкальных инструментов. Сначала он делал по одной скрипке в год. Как признается он сам, это было скорее хобби. С годами интерес к созданию инструментов вырос, попав к другому мастеру, решил создать най – на глаза попалась книга-инструкция.
«Я работал в школе, преподавал труды. Там были станки и время. И я тогда из этой книги снял размеры и изготовил один най. Я просто его скопировал. Я не имел представления, как его настраивать, как извлекать звуки», – вспоминает Александр.
Спустя несколько лет, по приглашению заграничного гостя, молдавский мастер отправился в Турцию. В Алании ему предложили наладить массовое производство наев. Решив основательно уйти в это дело, Александр вернулся на родину за пополнением багажа знаний, но к счастью, обратно в Турцию уже не вернулся и стал создавать инструменты дома, в Молдове.
В небольшой комнатушке Александр, словно Папа Карло, бережно вытачивает музыкальные инструменты. Мастерская для него – второй дом, место силы, вдохновения, творчества и самореализации. Большая часть пространства занимает древесина, из которой мастер изготавливает скрипки, гитары, наи, флуеры (флуер – молдавская флейта). Работает не по графику, а когда есть вдохновение. В этом суть создания инструментов, делится Александр.
«Я никогда не ставил перед собой вопрос: как быстро сделать най? Вопрос стоит по-другому, как и в любом творческом деле: сделать инструмент не спеша, чтобы он был качественный, прочный. Я работаю тогда, когда есть настроение. Нет настроения, даже если я возьмусь за работу, работа не идет. Даже можно и палец порезать, пораниться. А когда появляется настроение, вдохновение, то работать можно и по 12 часов. И все получается нормально».
За свою жизнь Александр Келеш создал около сотни музыкальных инструментов, большинство из которых – най.
Мастерская оборудована просто: стол, лампа и инструменты для работы по дереву. Последние, к слову, Александр Келеш сделал сам. Создание ная требует тонкой работы и доступа в места, куда обычными инструментами не подобраться. Но так как Александр с деревом на «ты» – он сам создал набор мини-рубанков. Простые и одновременно удивительные инструменты интересны тем, что каждый из них – из разной дервесины. В наборе рубанки из разных пород: ореха, граба, клена, сливы, березы, абрикоса, кизила и даже сирени. Материал для части из них Александр и вовсе привез из-за границы, говорит, понравился.
«Березу я привез из Ноябрьска, кусочек у меня был, сохранился», – рассказывает Александр.
Несмотря на то, что эти инструменты выглядят как игрушечные, они смело могут соревноваться с рубанками стандартных размеров. Они лихо, слой за слоем снимают стружку с дерева, благодаря виртуозным рукам мастера.
Навыки создания и игры на нае Александр привил и внукам. Их у него двое. И поделился своей философией в этом вопросе.
«Будете вы заниматься этим или нет, но, если овладеете навыками – лишним это не будет. Все равно придет время, когда вы сядете и что-то сами будете мастерить, потому что знаете как это делается», – уверен Александр Келеш.
Подробнее в сюжете: Мировой сюжет
Читайте также: