К концу этого года транспортный поток по коридору «Север – Юг» обещает вырасти до 18 млн тонн. Это на треть больше, чем в 2021 году, сообщил первый вице-премьер правительства России Андрей Белоусов. Перспективы международной транспортной артерии на телеканале «МИР 24» проанализировал директор Центра транспортного планирования Института экономики транспорта и транспортной политики ФГРР НИУ ВШЭ Павел Зюзин.
Что такое коридор «Север-Юг»? Кого, с кем и какими путями он соединяет?
– Коридор «Север – Юг» соединяет юг Российской Федерации, Северо-Кавказский федеральный округ, со странами Персидского залива транзитом через Азербайджан. То есть это Россия, Азербайджан, Иран и Индия.
Понятно, что такой коридор появился для того, чтобы повысить скорость доставки грузов. Если сравнивать доставку по транспортному коридору и традиционную доставку по Средиземному морю вокруг Европы через Суэцкий канал, то насколько быстрее получается у нас?
– Относительно существовавшего ранее маршрута транспортировки через порт Новороссийск, такая экономия в пути может составить от одной трети до половины времени. Если мы рассматриваем плечо перевозок через Суэцкий канал, то некоторые грузы и суда не могли проходить через него, поэтому огибали Африку. Таким образом, экономия через коридор «Север – Юг» в случае использования его как альтернативного маршрута окажется еще более существенной.
С экономической точки зрения это получается выгодно для России?
– Безусловно, это прямой доступ к главному в настоящее время каналу международной торговли через Индийский океан между Европой и КНР.
В феврале в порты Индии в сутки доставлялось 166 тысяч тонн грузов, что вдвое больше аналогичного периода прошлого года. Что можно сказать о перспективах развития?
– Да, верно. В настоящее время уже есть возможность провоза груза по железной дороге к востоку от Каспийского моря по этому коридору. Железнодорожная связь к западу, через Азербайджан, находится в стадии строительства. Но параллельно действует автодорожный коридор, а через Каспийское море осуществляются перевозки водным транспортом в Астраханскую область и в порт Махачкалы. Поэтому здесь существуют три направления перевозок, трехканальный маршрут, который позволит диверсифицировать направления ввоза в Россию: Северный Кавказ, центр и Поволжье.
Насколько, на ваш взгляд, корректно называть коридор «Север – Юг» новым Суэцким каналом или альтернативой ему?
– По моему мнению, стоит остановиться на формулировке «альтернатива Суэцкому каналу», потому что канал – довольно загруженная транспортная коммуникация, которой пользуется большое число стран. Коридор «Север – Юг» вполне обслужит потребности РФ и поэтому будет немого меньше загружен. Но для нашей страны он не менее важен, чем существовавшие до этого каналы связи через порты Новороссийска и Санкт-Петербурга.
На сколько хватит нынешних возможностей коридора «Север – Юг» при возрастающем грузопотоке? Может быть, их надо усиливать, наращивать портовую инфраструктуру на Каспии?
Сколько времени и средств еще может понадобиться, чтобы коридор заработал в полную силу?
– Достройка недостающих участков на территории Ирана и нового порта на Персидском заливе может занять от трех до пяти лет. Тогда мы получим прямой грузопоток без необходимости траты времени на перегрузку в том режиме, в котором это требуется сейчас.
Насколько со стратегической точки зрения международный транспортный коридор «Север – Юг» сегодня важен для России?
– Он очень важен, потому что обеспечивает после ввода бесперегрузочного сообщения наиболее короткий путь доступа на смену существовавших ранее коммуникаций. Безусловно, он будет нагружен грузопотоком, это выгодно всем странам, которые находятся на этом коридоре – и Казахстану, и России, и Азербайджану, и Туркменистану, и Ирану, и Индии. Безусловно, потоки будут двунаправлены: из России в направлении южных стран, и в сторону РФ. В этой связи он получит свое дальнейшее развитие, потому что это выгодно всем участникам.
Подробнее в сюжете: Гости эфира
Читайте также: