20:14 01/12/2023

«Я плакал, когда что-то не получалось»: Джамбулат Магомедов – о том, как «Лезгинка» ломает стереотипы и создает шедевры

«Я с работы приходил в 10-11 вечера. Я плакал на работе. Не получалось! А когда что-то получалось, то становился самым счастливым человеком на свете. Первый балет в истории Дагестана был создан на базе ансамбля «Лезгинка». И здесь было очень много препятствий. Говорили: «Да что такое? «Лезгинка» это неподготовленный коллектив! Где балеруны, где балерины?» А мы его сделали! И он был прекрасным! И народ его принял», – рассказывает Джамбулат Магомедов, заслуженный деятель искусств РФ, генеральный директор Государственного академического заслуженного ансамбля танца Дагестана «Лезгинка».

Бывало, в ансамбле зарплату не платили месяцами, рассказывает Джамбулат Магомедов. «До меня даже были артисты, которые брали отпуск без содержания и выезжали в регионы – резать кирпичи, заниматься строительством. Все ради того, чтобы заработать денег. После этого возвращались измотанные, с перебитыми руками и дальше продолжали танцевать», – говорит генеральный директор Государственного академического заслуженного ансамбля танца Дагестана «Лезгинка».

Тогда, больше 30 лет назад, он защитил кандидатскую по экономике, и его судьба складывалась совсем по-другому. «Ничто не предвещало того, что я буду работать в ансамбле «Лезгинка», если бы не случай. Будучи в самолете, я встретил художественного руководителя ансамбля «Лезгинка» Иосифа Матаева. Он был очень взволнован, очень напуган, напряжен, переживал. Он знал меня заочно, я знал его. Я пересел к нему в самолете, и мы начали общаться», – рассказывает Джамбулат Магомедов.

Однажды, по его словам, внутри ансамбля произошел конфликт. «Дошло до потасовки между артистами коллектива во время гастролей за границей. Тогда все это было очень строго, и ансамбль мог стать невыездным. И я бросил все свои дела, начал бегать с ним по Москве, пытаясь решить эту проблему. Чиновники тогда пошли навстречу и у нас все получилось. А мы с Иосифом Матаевым подружились. Я решил, что на этом все закончилось. А он говорит, вот такой нужен директор «Лезгинке». Иосиф поговорил с моей матерью. Моя мама, Фазу Алиева – известная советская поэтесса, к мнению которой я очень прислушивался. Иосиф также поговорил с моими братьями. В итоге со мной очень обстоятельно поговорила семья. И я решил все-таки стать директором ансамбля «Лезгинка», – вспоминает заслуженный деятель искусств РФ.

«Когда я увидел этот коллектив на сцене, он блистал. Мне стыдно говорить, я даже не все концерты «Лезгинки» тогда посещал. И когда меня Матаев привел, то, что я увидел – ввергло в шок. Мы подходим: стоит здание… Вот раньше на почтовых ящиках висели такие замочки, которые гвоздиком, монеткой или шпилькой можно было открыть. Такой замочек. Он открывает его. Воскресный день. Мы заходим туда: сгнивший пол, здание просто в ужасном аварийном состоянии. Я подумал, может, это склад или какое-то вспомогательное помещение. Когда я узнал, что именно здесь, на втором этаже, репетирует ансамбль «Лезгинка» и создает такие хореографические шедевры, я просто был в шоке. Потом мне показали мой кабинет. Он малюсенький, стены – тонкая фанерка. То, что ты говоришь, слышно соседям. В общем, условия были аховые, тяжелейшие. Тогда я уже твердо решил, что пойду директором. Чтобы никто не подумал: испугался, убежал», – рассказывает Джамбулат Магомедов.

«Я выехал в Москву, в моем сердце память выдающегося планетарного хореографа Игоря Александровича Моисеева. Пообщался с ним, получил от него много советов, он очень тепло ко мне относился, Царствие ему небесное. Проехал 8 пунктов для развития ансамбля «Лезгинка». Очень благодарен руководству республики того времени, и в последующем – они все поддерживали меня и сам коллектив. Из восьми пунктов поддержали самые основные – 5. Это открытие детской студии, пошив новых костюмов. Костюмы, когда я увидел, ахнул. Ветхие, заклеенные прозрачным скотчем… В этих костюмах работал всемирно известный коллектив. Тогда вообще была всеобщая девальвация искусства. Тогда не только «Лезгинка», не только кавказский коллектив, это получается 91-й, 92-й, 93-й годы, они были тяжелейшие. Мы сшили новые костюмы, мы добились денег, которые пошли на развитие ансамбля. И коллектив, за что я ему благодарен, мне поверил. Я сказал: «Ребята, нам будет очень тяжело, но мы должны пройти этот путь», – вспоминает генеральный директор Государственного академического заслуженного ансамбля танца Дагестана «Лезгинка».

По словам Джамбулата Магомедова, он всегда был человеком дисциплины. «Я наладил ее так, чтобы никто не опаздывал. Ввел систему штрафов, поощрение за хорошее выступление. У меня была целая разработка. Тем более я молодой кандидат экономических наук и все свои знания внедрял в ансамбль. Помню, тогда ушли 12 человек из ансамбля. Кто сам ушел, а кого пришлось уволить. Причем это были не последние пары по профессиональным данным. Но в душе они были пустые бунтари, люди, которые не создавали процесса единения, не сплачивали коллектив. А для меня на этот период это было важнее всего», – говорит он.

И вот так, шаг за шагом, шла работа. «Мы ходили в университеты, институты, студенческую весну, 10 классы… Искали и собирали талантливых и одаренных детей. Особенно были трудности с девочками. На Кавказе бытует мнение – если девушка танцует, то она несерьезная. Ей трудно будет выйти замуж. Она легкомысленная и так далее. Вот эти стереотипы мы поломали, и я счастлив, что вместе с этим героическим составом «Лезгинки» мы прошли этот путь и подняли ансамбль на невероятную, творческую вертикаль», – рассказывает Джамбулат Магомедов.

Все эти 64 года коллектив работал в бывшем клубе милиции. «И когда был конкурс, из тысячи одаренных детей мы отбирали 350-300, а могли принять 80. И эти детишки ждали, когда уйдет основной состав. Не успевали проветривать, зал не дышал, дети выходили и начинали репетировать. А что говорить остальным детям, которые тоже прошли конкурс. Как выбрать из 300 – 80? И когда ты видишь слезы детей, а тебе приходится принимать решение – это очень больно. Сейчас мы можем принять одновременно 500 детей. Специально для ансамбля «Лезгинка» построили дворец танца в самом живописном месте Дагестана. Строительство дома танца на берегу Каспийского моря поддержал президент России Владимир Путин. Новоселье коллектив отметил в свой 65-й юбилей в сентябре», – говорит генеральный директор Государственного академического заслуженного ансамбля танца Дагестана «Лезгинка».

«Когда говорят, у вас один номер копируют, второй номер копируют. Я отвечаю, они копируют, а мы должны идти дальше. Выходят коллективы, зритель иногда смотрит и говорит, а кто это? И называют один кавказский регион или другой. Когда выходит «Лезгинка», никогда ее ни с кем не путают. Важно сохранить свой акцент. Хореография не стоит на месте, и она должна быть так выстроена, чтобы зрителю было интересно. Она должна развиваться, она должна усложняться, но самобытность, изюминка, почерк, народность, национальный колорит он не должен исчезать, он не должен перечеркиваться», – говорит Джамбулат Магомедов.

«Мы прошли очень трудный путь. И самая большая наша заслуга – это то, что сегодня «Лезгинка» – одна большая и невероятно красивая семья. Самая интернациональная на планете. Самая искренняя, самая теплая, самая дисциплинированная», – заключил заслуженный деятель искусств РФ.