Приближается конец учебного года, а значит – время ЕГЭ, экзамена, который подводит итог 11 годам школьного обучения и дает путевку в высшее образование. Для каждого школьника это очень волнительный, может быть, самый ответственный в жизни момент, а провалить экзамен равносильно концу света. Зачастую нервозность в ребенка вселяют родители, которые не только беспокоятся о будущем своего чада, но и боятся оказаться несостоятельными в глазах окружающих – об этом MIR24.TV рассказала семейный психолог Наталья Панфилова.
«Тут многое зависит от позиции родители. К сожалению, когда речь идет про страшные варианты развития событий, то здесь без их участия не обходится. Родители иногда сами не слышат и не видят себя со стороны, как они заносят тревогу в состояние ребенка, начинают накручивать его: «Ты не занимаешься, не сдашь», «Ты пошел с друзьями встретился, не сдашь», «Вот ты смеешься – потом будешь плакать». Я призываю родителей справляться с этой тревогой самостоятельно. Не можете справиться, ходите к психологу, иначе ваш ребенок пострадает из-за того, что вы психуете», – говорит Панфилова.
В подобных действиях родителей есть и беспокойство о будущем ребенка, и так называемая нарциссическая родительская часть, объясняет психолог: «А что ж я людям-то скажу? Что мой ребенок с первого раза плохо сдал ЕГЭ? Это же стыдобища! Это означает, что я его неправильно воспитал, это я плохой родитель. С этим родителям нужно самостоятельно справляться и не навешивать на ребенка. Не ждать, что ребенок прикроет ваши комплексы и ожидания».
В таких серьезных жизненных экзаменах есть две зоны, говорит Наталья Панфилова. Первая – это зона ответственности самого ребенка. Он должен узнать себя – какой он, что ему нужно сделать, чтобы получить максимально хороший результат, много упорно заниматься, перестать нервничать или сделать что-то еще:
«Это его зона ответственности и его риски. Потому что дети бывают очень самонадеянные: я способен, я все знаю, а потом – хоп! И не тот результат, который он ожидал. Либо ребенок примет этот урок, либо опять будет плевать против ветра. А миссия родителя – не взвинтить этот невроз в семье до такой степени, что всем будет тяжело. Понять, где его, родительские, тревоги, с которыми он должен самостоятельно справиться, а где его родительская миссия – поддержать ребенка, указать ему на какие-то его самонадеянные выходки, что его методы не работают на результат. И быть смелым, чтобы сказать ребенку: «Ты идешь не туда. Если не одумаешься, то пеняй на себя». А с другой стороны, не долбить этим, как дятел, чтобы ребенок не взвился до потолка и не сорвал результат только из-за того, что просто разнервничался».
Важно также не пропустить угнетенное состояние ребенка. Заставить насторожиться должна ситуация, когда подросток вообще не идет на контакт и полностью закрывается от родителей.
«Например, он сидит, зубрит. Ему говорят: «Ты хочешь есть?» Он отвечает: «Отстаньте», «Отвали». А время уже ужинать. Когда беспричинная раздраженность на простые вопросы, которые задаются первый раз спокойным тоном, то надо насторожиться», – отмечает психолог.
Подробнее в сюжете: ЕГЭ в России
Читайте также: