Изучать Санкт-Петербург можно бесконечно. И вдвойне интересно делать это на экскурсионных прогулках – пеших или транспортных. Раскрываем пять причин прокатиться по Северной столице на разном виде транспорта: от сапов до ретро-поездов и царских карет.
Каждый день, до начала навигации, воду занимают желающие освоить сапы и байдарки. Пройти под мостами на них – первая причина приехать в город на Неве. Правда, придется встать пораньше, старт – в 6 утра! Чтобы не свалиться с доски, нужно тренировать координацию. Такая зарядка разбудит и тело, и мозг. Также важна экипировка, нужна даже каска, чтобы не задеть головой низкие мосты.
Все группы начинают прогулку на Мойке. Между Михайловским садом и Марсовым полем. Инструктор рассказывает туристам, что они видят по левую и правую сторону.
«Например, про первый разводной мост через Зимнюю канавку. Считается, что еще во времена Петра он был построен, он был деревянный. И был построен, чтобы наш великорослый, могучий царь мог, сходя со своего фрегата, на шлюпке, стоя, мог подходить к Зимнему дворцу. Поэтому разводили мост», – рассказала Анастасия Андреева, инструктор-проводник по сап-серфингу.
По Лебяжьей канавке группа доходит до Невы. Выйти в нее – самое волнующее в прогулке. Здесь ветер и течение, но зато очень красиво! По пути встречается более десяти мостов, как разводных, так и обычных. Причем, до некоторых можно дотянуться рукой.
Петропавловская крепость, пожалуй, главный символ Санкт-Петербурга. Потому что именно отсюда, с Заячьего острова, где она стоит, в 1703 году началось строительство города на Неве. Прогулка длится полтора часа. Нужно успеть освободить реки и каналы до восьми утра – после здесь хозяйничают моторные суда.
Реплика автобуса ЗИС-8 видна издалека. Красные «коробочки» – именно так их называли в прошлом. Их всегда можно найти возле Исаакиевского собора и прокатиться в атмосфере довоенного времени.
«Первые автобусы были из сосны – это более дешевый вариант для изготовления лавочек. Мы заменили на дуб. Все-таки мы заботимся о наших туристах. Это более износоустойчивый материал, и он сохраняет тепло человеческого тела», – поделилась Наталья Минеева, лицензированный гид по Санкт-Петербургу и пригородам.
Раньше автобусы не отапливали. Сегодня под лавочки поставили печки. О ремнях безопасности в 1930-е тоже не думали, а сейчас они обязательны. Окна открывались, как форточки. Теперь такое осталось только у шофера.
«Самая главная достопримечательность – это у нас оригинальная система открытия двери. Все делал водитель. Тянул за ручку, когда надо закрыть, и толкал, когда надо открыть», – объяснила Наталья Минеева.
Эти автобусы выпускали в Москве всего два года с 1934-й по 1936-й. Копии заказали в Беларуси. Желающих катают по двум маршрутам: Петербургу парадному и районам богачей и бедняков. В парке четыре автобуса. На экскурсии они отправляются каждый день круглый год.
И вот из Санкт-Петербурга мы попадаем в Ленинград. 90 лет назад автобусный маршрут также шел через центр города. И пассажиры проезжали, например, Никольский рынок. Гид по ходу рассказывает истории Петербурга. Вот Мариинский театр, у которого есть 150-летняя традиция. Каждый театральный сезон стартует с оперы Глинки «Жизнь за царя». Ведь именно ее исполнили на открытии – в 1860 году. Но тогда на премьере ждали не столько зрителей, сколько жену Александра Второго, в честь которой и назвали театр.
Ретро-автобус в дороге проводит час. За это время пассажиры проезжают по первому постоянному мосту через Неву – Благовещенскому. На Васильевском острове смотрят на сфинксов, которых привезли из Египта, и возвращаются к стометровому Исаакиевскому собору.
Этот паровоз на ходу с 1955 года – тогда о других и не знали. Прокатиться на таком – еще одна причина приехать в Петербург.
Уголь здесь не используют – не экологично. В топку закидывают дрова. Температура – выше 1000 градусов. Больше, чем при плавлении стали.
Ретро-паровоз ходит только летом. Перед каждым отправлением его осматривают и при необходимости смазывают детали. В XIX веке для этого использовали животный жир. В наше время – вапор или, проще говоря, масло для паровых машин. Из депо паровоз идет в Купчино, оттуда он повезет пассажиров. Маршрут проходит по части первой железной дороги России, которую в XIX веке проложили от Петербурга до Царского села.
Раньше вагоны делились на три вида. Первый класс – для состоятельных, билет стоил почти три рубля. Средний класс катался в закрытых дилижансах за 1,80 рубля. А пассажиры эконом-класса вынуждены были кататься в открытых дилижансах за 80 копеек. И это считалось дорого, потому что килограмм говядины в то время можно было купить за девять копеек.
Сегодня все вагоны одинаковые и выглядят, словно игрушечные. Все потому, что железная дорога – детская. Школьники, начиная с пятого класса, могут прийти и стать проводниками, а со временем – помощниками машиниста и даже машинистами. Разумеется, под присмотром взрослых.
«В октябре я начал обучение, в мае я сдал экзамен. И вот моя первая практика – первый рабочий день. Какие экзамены были? Техника безопасности, как устроены вагоны и много чего еще», – поделился Ярослав Трофимов, проводник вагона Детской железной дороги.
Поездка занимает полчаса. Паровоз может разгоняться до 50 километров в час. Но весь потенциал не использует. Едет в спокойном режиме – со скоростью 15-20 километров в час.
На станции «Царскосельская» пассажиры могут увидеть составы разных времен. Даже модель легендарного «Проворного», на котором в 1837 году пассажиры совершили поездку по первой железной дороге из Санкт-Петербурга в Царское Село. Тогда паровоз смогли разогнать до баснословных 60 километров в час и преодолеть расстояние за 35 минут.
Пока не было железной дороги, из Петербурга в Царское село добирались на каретах. Занимало такое путешествие три часа. Покататься на императорском транспорте сегодня – еще одна причина побывать в Санкт-Петербурге.
В музее «Придворный экипаж» можно посмотреть, на чем ездили коронованные особы. Здесь более 20 карет. Самую старую сделали в 1765 году петербургские мастера для Екатерины II. В XVIII веке технологии уже позволяли сделать окна, которые могли опускаться, если станет жарко. Подножку, которая убиралась внутрь кареты. И удобства первой необходимости.
Многие экипажи музея до сих пор на ходу, но на них посетителей, конечно, не катают. Зато неподалеку есть гараж со стилизованным транспортом и конюшня с упряжными лошадьми. Для такой работы подходят выносливые орловские рысаки. Учить их начинают только с четырех лет, а к посетителям подпускают с шести.
Туристов катают на двойках. Это тоже кропотливая работа – научить животных работать сообща. Молодую лошадь сначала ставят в пару к опытной. И никогда не запрягают кобылу с жеребцом: гормоны берут верх!
В наше время можно прокатиться по Екатерининскому и Александровскому паркам. Длится такая поездка от десяти минут до часа. Лошади легкой рысью идут со скоростью до десяти километров в час.
Санкт-Петербург стоит на берегу Финского залива – части Балтийского моря. Покататься на крутых волнах здесь не получится, а вот поймать попутный ветер – запросто! Этим и занимаются местные яхтсмены. Выйти с ними в море – еще одна причина побывать в Северной столице.
Предложений здесь много. Можно арендовать яхту с капитаном и побыть на ней просто пассажиром или пройти мастер-класс и самому научится ходить под парусами.
Эту яхту сделали под Петербургом, специально для парусного клуба. Она меньше семи метров в длину, и чтобы управлять ей, не нужны права. Яхта ходит под тремя парусами, основной – грот. Для дополнительной скорости – стаксель и геннакер. Но их все сначала нужно подготовить. Или, как говорят профессионалы, «вооружить лодку». Мачта – девять метров. Чтобы растянуть грот, профессионалам нужно всего пару секунд.
Без ветра яхта идти не может, у нее нет двигателя. Поэтому от стихии требуется, как минимум, три метра в секунду. Опытные яхтсмены учатся порывы ветра не чувствовать, а видеть.
«Мы это понимаем при помощи воды, конкретно: ее цвета и небольшой ряби на ней. Сейчас вот здесь, если посмотреть, ряби почти нет, но если немного взглянуть вперед – там две темные полосы. Это две полосы ветра, которые постепенно к нам приближаются. Когда они подойдут к нам ближе, то будет порыв ветра, усиление резкое», – поделился Кирилл Чирков, инструктор парусного клуба.
Разгоняется лодка до 18 морских узлов – это примерно 36 метров в секунду. Тут уже не до любования видами, указания от инструктора поступают каждую секунду. Зато при минимальном ветре можно расслабиться и посмотреть по сторонам. С воды виден стадион, где играет домашние матчи «Зенит». И Северную эстакаду Западного скоростного диаметра, которая занимает третье место в списке самых длинных переправ России.
За трехчасовое занятие успеваешь немного разобраться в морских терминах. Подобрать веревку – значит подтянуть, а подтравить – отпустить. Когда слышишь команду «головы», надо пригнуться, чтобы не получить балкой-гиком. Но главное – успеваешь насладиться морской прогулкой. И пусть соли в Финском заливе немного, все равно можно почувствовать соленый ветер в волосах.
Подробнее в сюжете: Пять причин