На БАМе около 200 станций и разъездов. Для их обслуживания построили 60 городов и поселков, многие практически с нуля. На «стройку века» Советский Союз потратил без малого 18 миллиардов рублей. Сейчас в развитие Восточного полигона железных дорог – БАМа и Транссиба – вкладывают триллионы. Корреспондент «МИР 24» Артем Васнев узнал, на что тратятся деньги.
«Бурятия. Северомуйск. Знаковая точка БАМа. Здесь в горном хребте пробит Северомуйский тоннель, самый протяженный в России, его длина более 15 километров. И вот сейчас планируют построить второй тоннель параллельно, который увеличит грузопоток до 270 миллионов тонн. Масштабную стройку планируют завершить в 2032 году», – рассказал корреспондент.
Существующий тоннель – сооружение уникальное. Первостроители заставили подвинуться... скалы. Подготовка к строительству началась в 1975 году, сдали объект только через 26 лет. Первый поезд по тоннелю прошел 21 декабря 2001 года.
Здесь трудились в общей сложности пять тысяч человек. Максимальная глубина тоннеля от поверхности составляет около 1 км, диаметр – 9,5 метров. Тоннель пропускает 16 пар поездов в сутки.
Полный тезка вождя мирового пролетариата приехал на БАМ из Кыргызстана в 1986 году. Владимир Ульянов работал тоннельным проходчиком.
«Обуривают шпуры. У нас были буровые установки. Обуриваем забой. Заряжаем. Вызываем взрывников, заряжаем, опаливаем, убрали породу, закрепили, дальше пошли. За одну опалку в три метра так 15300, это очень много», – говорит ветеран БАМа Владимир Ульянов.
Тоннель – объект стратегический. Закрой его – БАМ встанет. За его состоянием следят 50 человек.
Вода при строительстве забрала более полусотни жизней. Самое крупное ЧП – в 1979 году на западном портале, когда проходчики попали под участок древнего русла реки. Погиб 31 человек.
«Вывал был огромный, под давлением выходит порода, ты физически не можешь ничего сделать, вывал породы идет и собирает на своем пути все – технику, механизмы, и люди просто не успели уйти и погибли», – пояснил машинист дизелевоза Алексей Овсянников.
Машинист дизельного поезда Алексей Овсянников приехал на БАМ из Казахстана. Здесь много таких из разных уголков бывшего Союза. Северомуйский тоннель тоже строили всем миром.
«Это выход термального источника в штольне Северомуйского тоннеля, так называемая радоновая ванна. Вода градусов 40. Здесь после смены рабочие Северомуйского тоннеля принимают ванну. Рекомендовано тут находиться не больше 10 минут, потом начинает сильно колотиться сердце», – рассказал корреспондент.
А здесь сердце .... замирает. Когда Северомуйского тоннеля не было, поезда шли в обход. Через это ущелье.
«Этот железный трехсотметровый мост, зависший над пропастью, в народе называют «Чертовым». Сейчас он подернут дымкой от лесных пожаров. Есть легенда, что машинисты товарных поездов, заезжая сюда, крестятся. Потому что под многотонными составами мост немного ходит, по-настоящему «Чертов мост»!» – заверяет Артем Васнев.
Мостовой мастер Таир Бадмаев говорит, что страх неоправданный: «Мост надежный. Ремонт мелкий, окраска, штукатурка. Мост рассчитан на 100 лет».
Сейчас «Чертов мост» тоже, как говорится, в деле. Когда в тоннеле идут профилактические работы, поезда проходят по этому пути.