Его называли режиссером, точно чувствующим время. Автором, создавшим пароль поколения. Помимо легендарной «Ассы», которая стала символом перестройки, он снял нежную историю о взрослении «Сто дней после детства», а также виртуозную интерпретацию пушкинской повести «Станционный смотритель». Эти и еще около двух десятков работ навсегда вписали его имя в историю отечественного кино. 25 августа исполняется 80 лет со дня рождения признанного мастера режиссуры и обладателя множества престижных премий и наград – Сергея Соловьева.
В честь юбилейной даты кинорежиссера и народного артиста России смотрите х/ф «Сто дней после детства» и программу «Наше кино. Неувядающие» 25 августа с 6:40 на телеканале «МИР».
Родился режиссер и сценарист в 1944 году в карельском городе Кемь. Здесь служил его отец, руководивший отрядом контрразведки СМЕРШ. После войны Соловьевы переехали в Пхеньян, куда главу семейства отправили работать в качестве советника лидера северокорейского государства Ким Ир Сена.
Об этом времени у Сережи остались интересные воспоминания: он подружился с сыном вождя КНДР – Ким Чен Иром. Вместе мальчики много гуляли и играли в одной песочнице, пока однажды не подрались. В порыве ссоры Сергей едва не утопил наследника монархии в фонтане.
«Голова маленького Кима, говорили, уже была под водой, он пускал пузыри, руки мои до синевы были сжаты у него на горле – за что я так страстно хотел его утопить, никому не было ведомо. Впрочем, все это рассказывала мне мама», – писал в своих мемуарах режиссер.
Историю, которая больше похожа на фантастический вымысел, в реальности подкрепляет один неоспоримый факт: Сергею Соловьеву навсегда запретили приезжать в Северную Корею.
Семья Соловьевых вернулась на родину, когда Сереже исполнилось шесть лет. Обосновались в Ленинграде – мальчик пошел здесь в школу. Здесь же началась и творческая карьера будущего режиссера. Помог в этом счастливый случай.
Будучи учеником старших классов, Сергей Соловьев прогуливался по Невскому проспекту. Неожиданно к нему подошел режиссер Большого драмтеатра Игорь Владимиров и предложил пройти кастинг на роль в спектакле. Оказалось, постановщик искал детей и подростков для постановки «Дали неоглядные», и Сергей прекрасно подходил по типажу. Так юноша попал на сцену БДТ, где впервые попробовал себя в качестве артиста.
Ведущие театральные деятели оценили успехи молодого дарования и прочили ему блестящее актерское будущее. Однако, вопреки ожиданиям старших наставников, Соловьев выбрал немного иную стезю. После выпуска из школы он поступил во ВГИК на курс кинорежиссуры.
Впервые заявить о себе в киноискусстве Сергею Соловьеву удалось уже на втором курсе. Он стал автором сценария документальной ленты «Взгляните на лицо». Картина не осталась незамеченной – ее не только показали на Лейпцигском кинофестивале, но и присудили ей золотую медаль. После этого студент еще не раз подрабатывал на написании сценариев и хорошенько поднаторел в этом деле.
«Меня изумляет, что сценаристам по договору дают на написание полтора-два года. Знаю, если хочешь есть, сценарий можно написать максимум за две недели», – говорил он.
Институт Соловьев окончил с красным дипломом, а уже в следующем году выпустил свой первый полнометражный фильм «Егор Булычов и другие» с Михаилом Ульяновым в главной роли. Вторая работа режиссера – картина «Станционный смотритель» – принесла ему широкое признание и Гран-при Венецианского фестиваля телевизионных фильмов.
С большим теплом была встречена и следующая лента режиссера. Ее сюжет повествует о жизни подростков и первой любви в пионерском лагере. Картина «Сто дней после детства» не только принесла награды, но и заявила о Соловьеве, как о выдающемся авангардисте.
Однако настоящий триумф обрушился на режиссера после выхода трилогии «Три песни о Родине». Особую любовь публики завоевала первая часть – фильм «Асса», в съемках которого приняли участие популярные рок-музыканты, в том числе и Виктор Цой, а в саундтрек вошли песни группы «Аквариум», группы «Браво» и «Кино». Благодаря этой работе Сергея Соловьева сегодня называют одним из главных режиссеров эпохи перестройки.
Позже Сергей Соловьев снял еще несколько кинолент, которые также пользовались успехом. Среди них драма «Нежный возраст» с участием его сына – Дмитрия Соловьева, фильм «О любви» по нескольким чеховским произведениям и «Анна Каренина» по мотивам одноименного романа Льва Толстого. Кроме того, прославленный мастер вел авторскую передачу на телевидении, писал книги и статьи по истории кинематографа и преподавал во ВГИКе.
Главной музой в судьбе Сергея Соловьева была актриса Татьяна Друбич. Однако до встречи с ней, режиссер успел дважды побывать в браке. Первой супругой знаменитости стала однокурсница Екатерина Васильева. Парень никогда не решился бы признаться ей в своих чувствах, если бы не шутка одного из товарищей.
Как-то в разговоре их общий приятель сделал Екатерине предложение, на которое тут же получил строгий отказ. Тогда он спросил, не хочет ли она выйти за Сергея, и девушка внезапно ответила: «Почему бы и нет?». Ироничная авантюра вылилась в реальную свадьбу, а брак Соловьева и Васильевой продлился семь лет. Расстались они друзьями.
Второй любовью Сергея Соловьева стала студентка киноведческого факультета ВГИКа Марианна Кушнерова. Она сыграла главную роль в фильме «Станционный смотритель». В браке с ней родился сын Дмитрий. Однако семейную идиллию прервало знакомство 28-летнего режиссера с 14-летней Таней Друбич.
Юная красавица снималась в картине «Сто дней после детства» и произвела неизгладимое впечатление на женатого постановщика. Их тайный роман длился восемь лет. Официально оформить отношения с Друбич Соловьев решился, лишь когда ей исполнилось 23 года. Вскоре актриса подарила ему дочь Анну.
За несколько лет до этого у режиссера случился болезненный развод со второй женой. Расставание обернулось тяжелым ударом для Марианны, которая на фоне переживаний попала в психиатрическую клинику. Женщина больше никогда не выходила замуж.
В союзе с Друбич известный кинематографист тоже не обрел семейного счастья. Через шесть лет Татьяна начала отношения на стороне. К интрижкам жены и последующему разводу Сергей относился с иронией. «Мы с Таней вовсе не разведены. Просто это у нас форма брака такая. Подумаешь, свои закорючки в документе о разводе поставили! Это не мешает нам любить друг друга и быть вместе…» – заявлял он.
Режиссер продолжил сотрудничать с экс-супругой и снял ее в «Анне Карениной». Друбич, в свою очередь, поддержала бывшего мужа в сложный для него период. В 2018 году Соловьев потерял сына Дмитрия – он умер от осложнений после гриппа в возрасте 43 лет. Сломленный горем отец признавался, что, если бы не Татьяна, ушел бы вслед за наследником.
Гибель сына сильно отразилась на здоровье Сергея. Через год у него открылась трофическая язва, после чего режиссер перенес инсульт. В последние месяцы жизни у него обострились хронические болезни, некоторое время он был прикован к кровати. Сергея Соловьева не стало 13 декабря 2021 года, причиной смерти стала острая сердечная недостаточность.
Подробнее в сюжете: Новости кино
Читайте также: