11:23 24/08/2024

Бунтарь и антиконцептуалист: исполнилось 80 лет со дня рождения режиссера «Ассы» Сергея Соловьева

Александр Щербак/ТАСС

24 августа исполняется 80 лет со дня рождения знаменитого режиссера Сергея Соловьева. Его фильмы – «Асса», «Сто дней после детства» и многие другие – будто авторское кино, снятое для массового зрителя, со своим неповторимым миром и эстетикой, передает телеканал «МИР 24» Роман Паршинцев.

«Асса» стала символом перестройки. В ней Сергей Соловьев угадал, каких перемен требуют сердца советских граждан, а страна узнала, что есть и другая, андеграундная музыка и не советский взгляд на вещи. Финальная песня Виктора Цоя и вовсе стала гимном нескольких поколений. Соловьев специально уговорил лидера группы «Кино» придержать премьеру композиции до выхода картины.

Фильмы Сергея Соловьева узнаваемы по своей эстетике и непохожести на других. Первым, который заметили критики и полюбили зрители, стал «Сто дней после детства» – о первой любви.

«Ира Малышева просто потрясающе сыграла, когда она признается в любви Мите Лопухину. Снимали целый день эту сцену», – вспоминает исполнитель роли Мити Лопухина в фильме «Сто дней после детства» Борис Токарев.

Новый виток – эксцентричные фильмы «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви» и «Дом под звездным небом», в которых знаменитые советские и российские актеры будто на себя не похожи. Такого драйва и абсурда от них никто не ожидал. Но у режиссера-бунтаря иначе играть было невозможно.

Сергей Соловьев не любил шаблонного кино. И не стремился угадывать настроение и запросы зрителя, называя себя – антиконцептуалистом.

«Всякие концепты – это все такая глупость, это сужение проблем жизни живой до такой утленькой концепции, которая тебе удобна. Поэтому нет, я думаю, что жизнь шире любых концепций. Этим она и цена», – говорил Соловьев.

И вот парадокс. Сам Сергей Соловьев был из семьи военных. Отец служил в Северной Корее советником при Ким Ир Сене. И даже о том времени у Соловьева остались свои особые воспоминания.

«Старинный храм корейский я помню, я там упал со второго яруса, башкой в землю, получился сотрясение мозга», – рассказывал Соловьев.

Во времена социальных потрясений 90-х он с головой ушел в преподавательскую стихию во ВГИКЕ. В нулевых – снова в режиссерском кресле. Снимает «Нежный возраст», «О любви», «Анну Каренину» с Татьяной Друбич, своей третьей женой и музой. Как и раньше, он делает фильмы скорее для себя, а не для зрителя. Фильм «Одноклассники» вырос из короткометражки студентки его режиссерского курса Софьи Корпуниной.

«Это было очень страшно, потому что у меня не было никаких техник актерских. Пришлось как-то выкручиваться на месте. Но Соловьев в этом смысле абсолютно верил в то, что это все не авантюра», – поделилась Софья Корпунина.

Здоровый авантюризм и поиск новых талантов. Кажется, до последних дней Сергей Соловьев старался не отстать от времени. Оставаясь в душе вечным подростком и художником.