Рогун – один из самых маленьких и самых молодых городов Таджикистана, в котором проживает 15 тысяч человек. Здесь живут строители Рогунской Гидроэлектростанции. Чтобы попасть сюда, иностранным гражданам нужен особый пропуск. В труднодоступных горах, на сложных соляных линзах, в 80 километрах от ближайшей железнодорожной станции граждане Таджикистана уже несколько десятилетий строят национальное чудо с самой высокой плотиной в мире – 335 метров. А началась стройка-мечта еще в СССР с другой станции-рекордсмена – Нурекской. О выдающихся ГЭС Таджикистана рассказали в программе «Рожденные в СССР».
«Все гости, которые посещают страну, обязательно приезжают на Нурекскую ГЭС. Она до сих пор вызывает изумление, эта мощь, гигант. Особенно людей завораживает вода, как в водохранилище, так и в реке – ее необычный цвет», – рассказал Анвар Киромадинов, заместитель главного инженера Нурекской ГЭС им. Турсуна Ульджабаева.
Здесь располагается горная река Вахш. Невозможно поверить, что раньше ее воды были мутными. Синей она стала после того, как на реке построили целый каскад гидроэлектростанций. Когда-то здесь намывали золото, но в итоге начали добывать куда более ценное – энергию для всей страны и даже для соседей.
В 1932 году была организована комплексная экспедиция, которую назвали «Экспедиция будущего». В ней приняли участие выдающиеся советские ученые. Они изучили все аспекты: воду, почву, растительность, природные недра, климатические условия. По результатам экспедиции была подготовлена перспектива таджикской науки. Вместе с тем, ученые установили, что Таджикистан в сфере гидроэнергетики может обеспечить не только себя, но и страны региона.
Наблюдая за горными реками, ученые прикидывали, сколько энергии можно получить от этих бурных вод. Сначала предположили, что 11 миллиардов киловатт-часов. Через много десятков лет это было уже 174 миллиарда. Хватило бы, чтобы год освещать несколько самых крупных столиц мира.
«Гидроэнергетическое развитие в Таджикистане базируется на научных открытиях российских ученых, которые проводили здесь тщательные научные исследования. Хочется подчеркнуть один момент, что территория Таджикистана составляла 0,63 процента от территории всего СССР. Однако здесь были расположены 11% гидроэнергетических ресурсов Советского Союза», – поделился Хасан Асоев, эксперт по экологическим вопросам, сотрудник Академии сельскохозяйственных наук Таджикистана.
ГОЭЛРО (Государственная комиссия по электрификации России) была создана в 1920-м году. Первой его задачей было обеспечение энергией домов, заводов и всех уголков страны. В настоящее время план ГОЭЛРО начинает реализовывать в полном объеме. В первую очередь, в качестве энергетических источников стали использовать источники того региона, в котором это электричество будет вырабатываться. Такая стратегическая задача была поставлена много лет назад.
«Если посмотреть на карту республики, мы видим хорошие полноводные реки, на которых можно сооружать гидроэлектростанции. И вот решение было получено само по себе. Мы пришли к выводу, что лучше построить гидроэлектростанции, чем тепловые станции, которые выбрасывая вредные вещества, портят атмосферу. Гидроэлектростанции дают нам чистую энергию с одной стороны. С другой стороны, гидростанция регулирует течение реки, дает мощный толчок орошению для того, чтобы можно было получить сельхозпродукты», – рассказал Бахром Сирожев, старший консультант Группы реализации проектов энергетического сооружения при Президенте Республики Таджикистан, кандидат технических наук, академик Международной инженерной академии.
До Великой Отечественной войны в Таджикской ССР строили лишь малые ГЭС небольшими каскадами. Но промышленность республики развивалась, а сельскому хозяйству страшно не хватало оросительных систем. И вот после войны пришло время гигантов энергетики. В 1961 году на реке Вахш началась стройка века. В этих местностях не наблюдается сильных ветров, что важно для возведения водохранилищ. Водохранилища расположены на высоте 850-900 метров над уровнем моря, местность для них выбрана на перспективу создания каскада гидроэлектростанций на реке Вахш.
Считается, что именно здесь, в Таджикистане, начали проводить первые «рабочие эстафеты». Название придумал бывший паровозный машинист, участник движения первых пятилеток. Предложил устроить соревнования коллективов-смежников. А плоды общего труда как бы передавать из рук в руки – так, как в довоенные времена передавали своим партнерам железнодорожные составы.
«Нурекскую гидроэлектростанцию строили, а потом работали здесь более пятидесяти национальностей, представители народов Советских Социалистических Республик. Эти народы были очень дружны, вместе работали, жили вместе, ели, имели очень хорошие условия», – поделился Абдуназар Султонов Холназарович, начальник машинного цеха Нурекской ГЭС им. Турсуна Ульджабаева.
В стройке участвовали порядка 300 предприятий и организаций СССР с высококвалифицированными кадрами. Как на любой социалистической стройке века, на Нуреке делали невероятные карьеры.
«Я пришел на Нурекскую ГЭС после службы в армии в 1984 году. Устроился слесарем первого разряда в турбинном цехе. Когда пришел на работу, меня удивляла сама уникальная станция, ее работа и работа агрегатов. Изучали все. Еще в школе я узнал про Великую стройку, про Нурекскую ГЭС, а теперь и я здесь. Можно было свободно учиться всему на месте. Осваивать новое в других цехах», – рассказал Абдуназар Султонов Холназарович, начальник машинного цеха Нурекской ГЭС им. Турсуна Ульджабаева.
С трудностями строители столкнулись сразу. Район вовсе не казался дружелюбным и безопасным, ведь 80% территории Таджикистана относится к сейсмической зоне. Все проектировщики были едины во мнении, что плотины должны строиться из камней и щебня, чтобы придать им устойчивости. Разработчиков подбадривал факт, что за последние 500 лет на этой территории не было землетрясения свыше шести баллов. Нурек может выдержать семь. А юная по местным меркам Рогунская станция – все девять.
«Когда мы строили Нурекскую ГЭС, там сейсмичность была определена – семь баллов по шкале Рихтера. Намного проще было строить и плотину, и все остальные сооружения. Когда мы говорим о Рогуне, здесь район относится к 9-бальной системе Рихтера. Во-первых, геология намного сложнее, чем в Нуреке. Кроме того, мы должны возводить плотину где-то на 12% выше Нурекской, 335 метров, а в Нурекской, вы знаете, 300 метров высота, мы должны соблюдать все требования международной организации инженеров, так называемой ICODE», – объяснил Бахром Сирожев, старший консультант Группы реализации проектов энергетического сооружения при Президенте Республики Таджикистан, кандидат технических наук, академик Международной инженерной академии.
На Нурекской ГЭС работают свыше 700 человек. Строительство самой электростанции началось в 1961 году, а первый агрегат был введен в эксплуатацию в 1972 году. В 1979 году ввели девятый агрегат. Самая крупная электростанция дает 3000 МВт. Высота плотины – 300 метров. Вода из водохранилища идет и на ирригацию, причем не только Таджикистана, но и стран Центральной Азии.
Нурекскую ГЭС сдали в эксплуатацию за 15 месяцев до утвержденного срока. К этому времени вокруг стройки вырос новый современный красивый город. В 1984 году для сотрудников Нурекской ГЭС строили многоквартирные дома, магазины и кафе, места для отдыха – все для улучшения условий жизни. Сюда приезжали строители со всех уголков Советского Союза. Молодые, энергичные, и нередко – холостые.
«Я женился в городе Нуреке. Впервые увидел будущую жену в нашем районе, где мы и сейчас живем. Как поженились, так и живем вместе до сих пор в Нуреке. Из всей семьи я работаю в этой сфере один. Первый человек из нашей семьи. Сейчас мой старший сын окончил университет по специальности «энергетика», он находится на военной службе, в армии. После службы он намерен работать на Нурекской ГЭС, надеюсь, продолжит мое дело», – поделился Абдуназар Султонов Холназарович, начальник машинного цеха Нурекской ГЭС им. Турсуна Ульджабаева.
1967 год, 50-летие Революции. ЦК КПСС и Совет Министров СССР поручили соответствующим министерствам и ведомствам к празднику обеспечить электроэнергией все колхозы и совхозы страны. Это был настоящий экзамен для энергетиков Советского Союза. В Таджикистане оказалось 52 хозяйства без электричества – в основном в горных районах. Бахрому Сирожеву и поручили спасать ситуацию.
«Уже когда я работал заместителем начальника ТаджикГлавЭнерго, через пять лет я все тонкости своей работы изучил, и мне уже было скучно. Я решил написать кандидатскую диссертацию. Руководителя нашел в Москве. Он поставил условие: «поставишь эксперимент с тем, чтобы все тепловые процессы сельского населения были на электричестве». Ну, деваться некуда. Я организовал, согласовал, конечно, сначала со своим начальством. С Госпланом республики согласовал. Мне повезло, что директор совхоза техников Воронин, герой соцтруда, он побывал в Америке, когда я ему свою идею высказал, он меня тут же поддержал, потому что где-то процентов 40 средств он должен был вкладывать в переустройство электросети. Эти исследования я проводил три года», – рассказал Бахром Сирожев, старший консультант Группы реализации проектов энергетического сооружения при Президенте Республики Таджикистан, кандидат технических наук, академик Международной инженерной академии.
Именно тогда поняли, что гидроэнергетика – основа экономики всей республики. В 1975 году на Нурек с инспекцией прибыл сам глава страны Леонид Ильич Брежнев.
«Мы, руководители Таджикглавэнерго, руководители партии правительства нашей республики, все прибыли туда в черных костюмах, в галстуках, чтобы сопровождать или встречать Брежнева. Леонид Ильич Брежнев повысил оклады на 30% для работников и жителей Нурека. Это было для всех не то, что праздник, а огромный подарок генерального секретаря», – продолжил Бахром Сирожев.
Но уже тогда работники станции обнаружили проблему, связанную с водой. Все станции, которые могли использовать хороший энергетический потенциал, должны были находиться выше по горе. А все сельскохозяйственные угодья, прежде всего с хлопком, находились на равнинах и ниже. Половина мощности, которая могла вырабатывать Нурекская ГЭС, ушла на воду, которая пошла на производство нужного стране и всем людям хлопка.
1983 год. Первый агрегат Нурекской ГЭС. Неожиданно с крышки турбины сорвало 72 болта, 31 гайку и 19 шпилек. Вода хлынула в шахту турбины. Это была первая серьезная авария на Нуреке. Тогда персонал действовал быстро, сработала автоматика. Катастрофы удалось избежать. Но что, если бы нет?
Нурекская ГЭС вырабатывает больше 65% всей электроэнергии Таджикистана. Потому за ее эксплуатацией и обслуживанием тщательно следят. Есть и сложности, потому что она является важным стратегическим объектом Таджикистана. Аварийная остановка Нурекской ГЭС повлечет неприятные последствия, в том числе отсутствие электроснабжения энергосистемы республики.
И снова в 1983 году Бахром Сирожев приехал на Нурек. Авария не должна повториться.
«Когда я разобрался, порядка 2000 недоделок остались от прошлых работ. Я собрал коллектив, подрядчиков, кто не завершил свою работу. И стал рассматривать. Пригласил проектный институт из Ташкента. Одновременно, разговор за разговором со специалистами, мы пришли к выводу, что можно модернизировать агрегаты Нурекской ГЭС. Эта работа у нас заняла три года. Мы начали в 1985 году и завершили в 1988 году. Была установлена мощность 2 миллиона 700 тысяч киловатт, стало 3 миллиона. Эта работа обошлась нам копеечной. Всего 4 рубля на 1 киловатт. Когда доложили в Министерство энергетики, поступила к нам просьба, чтобы мы представили эту работу на премию Совета Министров СССР. Но это 1988 год, конец. Пока мы собрали материалы, Советский Союз распался. Мы остались без этой премии», – рассказал Бахром Сирожев.
Деградация и усталость агрегатов. Просадка грунта. В водохранилище – ил по колено. Все эти проблемы начала 1990-х уже позади. 20 марта 2019 года состоялся официальный старт проекта «Модернизации и восстановления Нурекской ГЭС» при участии основоположника национального мира и единства, Лидера Нации.
На первом этапе реконструкции Нурекской ГЭС заменят три гидроагрегата и автотрансформаторы, на втором этапе – к 2030 году – остальные шесть гидроагрегатов. Мощность станции уже увеличилась на 12%. Но главная задача для строителей сейчас – это младшая и, наверно, самая любимая дочка таджикской энергосистемы, Рогунская ГЭС. Строить ее начали еще в 1976 году и продолжают до сих пор, уже с учетом новых технологий. Высота плотины – 335 метров, это новый мировой рекорд.
«В основном советское правительство приняло решение строить Рогунскую ГЭС, чтобы показать небывалое развитие гидроэнергетики Таджикистана в качестве образца развития социализма в регионе Средней Азии. Это только один аспект проблемы. Другой аспект состоит в том, что Рогунская и Нурекская гидроэлектростанции служили в качестве фактора укрепления мира в регионе. Я с уверенностью могу сказать, что Рогунская ГЭС олицетворяет собой торжество науки», – заявил Хасан Асоев, эксперт по экологическим вопросам, сотрудник Академии сельскохозяйственных наук Таджикистана.
В 1960-е годы в центральноазиатской части СССР появилось уникальное энергетическое кольцо. Оно объединило линии передач советских республик – Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана, Казахстана и Кыргызстана. Единая система позволяла оптимально распределять электроэнергию, направлять излишки в самые труднодоступные или засушливые районы. И таджикские ГЭС играли здесь очень важную роль.
Единая энергосистема Советского Союза была первой межконтинентальной системой между Европой и Азией. Причем она соединяла и Дальний Восток, и Сибирь, и Среднюю Азию, и Европейскую часть страны, и северо-запад до самого севера. Центральноазиатское кольцо – это часть единой системы. Со временем часть новых независимых государств по разным причинам вышла из этого кольца. И сейчас энергетики Центральной Азии ищут новые экономические резоны, чтобы вновь объединиться.
«Если объединить все размышления в одну систему, то, я считаю, что Таджикистан может представить себя на международной арене как страна-инициатор глобальных идей в плане возведения крупных гидроэлектростанций. Настало время пропагандировать и продвигать те научные ценности, которые могут внести свой вклад в укрепление мира в регионе», – поделился Хасан Асоев.
Эти места могут привлечь множество туристов – осталось открыть в районе Рогуна такой же природный заказник, как и в окрестностях Нурека. Всего около семи процентов земли Таджикистана подходят для отдыха и путешествий.
«Этот показатель в Узбекистане составляет 0,07%, в Кыргызстане – 0,25%. Тем не менее в эти страны ездит больше туристов. Сейчас наступило время, когда мы должны всерьез заняться пропагандой туристических возможностей Таджикистана, чтобы привлечь больше туристов», – подытожил Хасан Асоев.
Красивые, сильные, мощные. Произведения технического искусства. Когда-то таджикские гидроэлекстростанции строили всей огромной советской страной. Сейчас независимая Республика переняла эту «рабочую эстафету». Возможно, главные рекорды этой стройки века еще впереди.
Подробнее в сюжете: Великие стройки большой страны
Читайте также: