С 2025-го по 2050 год в мире от бактерий, устойчивых к антибиотикам, погибнет более 39 млн человек и еще 169 млн человек – от причин, связанных с устойчивостью к противомикробным препаратам. Об этом говорится в статье, опубликованной в авторитетном медицинском журнале Lancet. Наибольшее количество таких смертей ученые прогнозируют в Южной и Восточной Азии, а также Океании и Африке южнее Сахары. В России пока что не реализуется подобный сценарий, однако среди населения увеличивается число людей с различными расстройствами иммунитета – потенциальных жертв бактерий, устойчивых к антибиотикам, рассказал MIR24.TV врач аллерголог-иммунолог Владимир Болибок.
«В 1928 году Александр Флеминг открыл пенициллин, и уже через несколько лет появились устойчивые к пенициллину штаммы бактерий. Поэтому дозировка все время увеличивалась: сначала по 30 тысяч единиц, потом по 300 тысяч единиц, потом уже пошли считать на миллионы единиц в день. Дальше началась гонка: появляются новые антибиотики, бактерии развивают устойчивость к ним и так далее. В СССР была принята такая схема борьбы с устойчивыми бактериями: одна территория получала антибиотики одной группы, другая территория – антибиотики другой группы. Через два-три года они менялись. Для чего это было нужно? За несколько лет неприменения антибиотиков определенной группы бактерии утрачивали к ним устойчивость и снова становились чувствительными», – говорит врач.
По словам Болибока, многое зависит от того, насколько хорошо соблюдается санитарно-эпидемиологический режим, так как антибиотикорезистентные микробы возникают в больницах – там, где одного пациента лечат набором из двух, трех, а то и пяти антибиотиков одновременно. Соответственно, должны приниматься меры, чтобы эти микробы не распространялись. Во-вторых, необходим контроль над продажей антибиотиков в аптеках, во многих странах приобрести их можно без рецепта.
«Пациента надо лечить двумя-тремя антибиотиками, когда человек с иммунодефицитом. То есть его иммунная система сама не могла справиться с микробами. И антибиотик уничтожает тот микроб, с которым иммунная система не справилась. А иммунодефицитные состояния сейчас встречаются все чаще и чаще – это распространение СПИДа (у нас в стране инфицированы 1,5 млн человек), других вирусов, которые вызывают иммунодефицит (например, коронавирусной инфекции), нездоровый образ жизни, экологически неблагоприятные условия. Количество людей, страдающих от различных расстройств иммунитета, в популяции нарастает, и они создают прослойку, через которую могут распространяться микробы вообще и, в частности, резистентные к антибиотикам, то есть штаммы, обладающие множественной резистентностью», – объясняет иммунолог.
Тем не менее массовой угрозы в России не существует, считает Владимир Болибок. Причина в достаточно развитой системе здравоохранения, в том числе эпидемиологического надзора:
«Какие-то случаи, безусловно, будут, но проблема состояния иммунитета населения важнее проблемы – чем лечить эти бактерии, потому что бактерии нападают на людей, у которых ослаблен иммунитет. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов биологические диверсии. Так, официально уже объявляли, что в Россию была завезена мультирезистентная туберкулезная палочка – такие штаммы могут использовать в качестве своеобразного биологического оружия».
Подробнее в сюжете: Красота и здоровье
Читайте также: