Монеты в небе, звездочки в каске и другие традиции выпускников военных вузов
11:53 26/06/201728 июня в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца президент России Владимир Путин будет принимать новоиспеченных лейтенантов. Этой чести удостаиваются не все выпускники силовых вузов и академий — Минобороны, ФСБ, ФСО, Росгвардии, МВД, МЧС и ФСИН — а только те из них, которые окончили свои учебные заведения с отличием. В этом году таких отличников набралось 732 человека, каждый из которых по традиции получил право выбора места дальнейшей службы. И каждый из них будет гордиться тем, что получил свой диплом и значок об окончании вуза из рук президента России.
Традиция устраивать приемы в честь выпускников военных учебных заведений, окончивших их с отличием, имеет богатую историю. Она берет свое начало с торжественного приема, организованного 4 мая 1935 года в честь офицеров, отучившихся в военных академиях. Шесть лет, до 5 мая 1941 года, такие вечера были ежегодными — прервала их война. Но в 1957 году встречи возобновились, и теперь на них стали приглашать не только «академиков», но и молодых лейтенантов-отличников. С тех пор традиция уже не прерывалась.
Надо заметить, что русская армия издавна сильна своими традициями — как официальными, уставными, так и неофициальными, которые нередко выходят за рамки устава. В полной мере это касается и выпускников высших военных учебных заведений, для которых день выпуска — это всегда праздник из двух частей: официальной и неофициальной.
Получить погоны и попрощаться со знаменем
К официальным традициям выпуска молодых лейтенантов из военных вузов относятся, в первую очередь, церемония вручения первых в их жизни офицерских погон, а также дипломов о высшем образовании и специальных значков об окончании высшего военного учебного заведения. В прошлом году — впервые в послереволюционной России! — возобновилась и традиция вручать выпускникам именные перстни с символикой их учебного заведения: первыми их получили девушки, отучившиеся в пансионе Министерства обороны. Кроме того, в военно-морских высших учебных заведениях вместе с погонами молодые лейтенанты получают и кортики — личное оружие, которое является частью военно-морской формы. В Советском Союзе офицерские кортики на протяжении нескольких десятилетий получали все офицеры-выпускники, но со временем это осталось сугубо флотской привилегией.
К числу официальных выпускных традиций военных вузов относится и церемония прощания со знаменем училища. В принципе, это общая традиция для всех вооруженных сил России: когда воинскую часть покидают разом множество военнослужащих, они непременно прощаются с ее главным символом — боевым знаменем. В некоторых училищах, где число выпускников невелико, каждый из них подходит к вынесенному на плац перед парадным строем курсантов знамени, преклоняет колено и целует край полотнища. В других военных вузах, где выпускаются одновременно несколько сот офицеров, церемония выглядит иначе. По команде начальника училища весь строй, от ветеранов-преподавателей до новичков-первокурсников, опускается на правое колено и замирает на минуту, тем самым отдавая не только честь знамени своего училища, но и дань памяти всем, кто отдал свои жизни на защите Родины.
Наконец, обязательной частью выпускной церемонии является и прохождение выпускников парадным маршем перед командованием училища и представителями ведомства, в систему которого оно входит. Где-то перед выпускниками проходят в «коробках» и еще не доучившиеся курсанты (если церемония проводится на училищном плаце), где-то — только молодые лейтенанты. И вот в этот момент официальная часть непременно перемежается с неофициальной. Как только последняя шеренга выпускников минует командование, весь строй молодых лейтенантов в один голос произносит «Вот и-и-и-и ВСЁ!» — и в воздух летят пятирублевые монеты, которые выпускники заранее копят именно для этого момента. Денежный дождь символизирует блестящую будущую карьеру молодых офицеров: они «освещают небо звездами», как летнее солнце освещает их первые звезды на погонах.
В некоторых военных училищах монеты бросают наоборот не в небо, а под ноги, чтобы проходящий по ним строй молодых офицеров звонче чеканил шаг.
Подарки с лейтенантских плеч
Это, пожалуй, одна из немногих неофициальных «лейтенантских» традиций, которые сохранились во всех военных училищах и силовых вузах, невзирая на старания командования некоторых из них избавиться от этой церемонии. Среди других подобных традиций, тоже тщательно сохраняющихся у выпускников-военных — накалывание купюр на штыки или штык-ножи взятого «на караул» оружия линейных, то есть курсантов, отмечающих границы зоны прохождения парадного строя. В военных вузах с большим числом выпускников место на штыках быстро кончается, и тогда купюры линейным засовывают в карманы, под фуражки, за ремень и в карманы.
Но получить от выпускников такую «матпомощь» могут не только те немногие курсанты, которым выпало быть линейными. Еще одна тщательно сохраняемая неофициальная традиция — засовывание купюр под новенькие лейтенантские погоны, которые ради этого специально оставляют непришитыми со стороны рукава. Как только официальная часть церемонии выпуска заканчивается, вместе с родными выпускников к ним бросаются и младшекурсники — поздравлять. И каждый из них, кто успеет первым поздравить того или иного молодого лейтенанта, получит от него купюру, вынутую из-под погона. Где-то это будет просто чистая купюра, а в некоторых училищах выпускники специально подписывают банкноты, оставляя на них свою подпись, а нередко и пожелания будущим офицерам. Кстати, получают их младшекурсники тоже по-разному: в одних училищах лейтенанты дают им вытащить банкноту самим, а в других вытаскивают ее и возлагают на курсантские погоны, как бы посвящая младших товарищей в будущие офицеры.
После того, как официальная часть церемонии выпуска закончена, когда курсанты младших курсов получили свои «поздравительные» банкноты, а дети, присутствующие на торжестве, подобрали подброшенные в небо пятирублевые монеты, наступает время обмывания первых офицерских звезд. В училищах сухопутных войск и у воздушных десантников звездочки (а где-то и значки об окончании училища), как правило, складывают в каску и заливают водкой или шампанским, после чего каждый выпускник отпивает из нее. Последним всегда пьют «замки» — выпускники, которые исполняли обязанности заместителя командира курса или взвода. В военно-морских и авиационных училищах, а также у ракетчиков вместо каски берется хрустальная ваза — одна на весь выпускной курс или, если выпускников много, по одной на каждый взвод.
Когда вазы опустеют, их разбивают, бросив на асфальт, и каждый молодой лейтенант берет по куску хрусталя на память об училище и в знак того, что никогда не забудет своих однокурсников. А каски, поскольку их разбить невозможно, частенько полируют и украшают подписями всех выпускников. После этого их передают на хранение в училище или «замкам», предварительно наполнив шампанским и вручив четверокурсникам, которые пьют из каски, провозглашая тосты в честь молодых лейтенантов. Кстати, есть еще одна традиция, связанная с «выпускной каской»: в следующий раз ее берут в руки только через два десятка лет — в тот момент, когда все выпускники, оставшиеся в живых, выслужили свои положенные 25 лет в армии. И нередко оказывается, что прикоснутся к реликвии может едва ли половина из тех, кто пил из нее на выпускном…
Тельняшка для Крузенштерна и вакса для Фрунзе
Отдельная группа выпускных традиций — непременные проказы, которые совершаются в ночь перед церемонией выпуска. Как правило, это откровенно хулиганские проделки, демонстрирующие, что будущие офицеры в последний раз позволяют себе курсантские лихости. Чаще всего эти традиции связаны с памятниками, которые установлены возле самих вузов или неподалеку от них. Например, выпускники Рязанского высшего воздушно-десантного училища традиционно надевают на памятник Сергею Есенину десантные тельняшку и берет, а будущие лейтенанты-моряки из Санкт-Петербургского военно-морского института (бывшего училища имени Фрунзе) шьют громадную тельняшку, которая затем надевается на памятник Ивану Крузенштерну и надраивают ему до блеска нос.
Правда, именно с этими обычаями в последнее время начальство и городские власти стали бороться. Скажем, у выпускников Военно-медицинской академии в Петербурге было принято в предвыпускную ночь начищать до блеска груди у статуи богини Гигейи, стоящей перед главным зданием. Но теперь ее неусыпно охраняют, и молодым военврачам приходится красить розовой краской якоря, установленные рядом: за ними следят не так бдительно. Доставалось в предвыпускную ночь и Медному всаднику: выпускники Военно-транспортного университета железнодорожных войск, Военно-морского инженерного училища имени Дзержинского и Нахимовского училища каждый год спорили за право начистить до блеска тестикулы коню Петра Великого, в конце концов объединяя свои усилия или уступая тем, кто успел добраться до них первым.
Из-за выставляемой на ночь охраны иссякла и традиция выпускников Военно-транспортного университета железнодорожных войск и военных сообщений в ночь перед выпуском начищать ваксой сапоги памятнику Фрунзе: наутро белоснежный полководец «принимал» парад выпускников, сверкая ярко-черными сапогами. Кстати, такой же уставной черной ваксой выпускники Челябинского высшего военного авиационного училища штурманов начищали сапоги двум статуям летчиков, установленным у входа в учебный корпус.
Бывали и более странные обычаи. Так, в Ростовском училище ракетных войск существовала традиция в ночь перед выпуском нанимать кран и грузовую машину и перевозить к своему КПП тяжеленный якорь, стоящий у ростовской мореходки. В том же Рязанском училище ВДВ выпускной курс меняет бортовой номер боевой машины десанта, стоящей на постаменте перед учебным центром: на броню наносится традиционное трехзначное число, которое обозначает порядковый номер очередного выпуска. В некоторых артиллерийских училищах в обычае было устраивать ночные катания курсантов-выпускников на орудиях, установленных перед учебными корпусами, и ставить их жерлами в окна квартиры начальника вуза. В зенитно-ракетных — раскрашивать в неуставной цвет головные части ракет и пусковые установки, а где-то на самую высокую точку на территории училища — трубу котельной — ночью надевали парадный курсантский китель одного из выпускников.
От хулиганства до благотворительности
Еще одной традицией предвыпускной ночи, когда-то строго соблюдавшейся во всех советских военных училищах, а сейчас сохранившейся в отдельных военных институтах, был «выкуп» кроватей, на которых спали в первые годы будущие лейтенанты. Пятикурсники обходят казармы и, найдя свою койку, непременно одаривают того, кто ею теперь пользуется — чаще всего спиртным, но иногда деньгами или просто сладостями. В некоторых военных училищах в этот же момент курсантам-первокурсникам выпускники накалывали на погонах две точки, символизирующие места, на которых четыре года спустя появятся лейтенантские звезды. А где-то делается и наоборот: пришедшие «выкупать» свои кровати пятикурсники разбирают первокурсников, и те наносят им на погоды точки под будущие звезды и рисуют полоски, символизирующие просвет на офицерских погонах, за что получают сладости.
Такой же некогда распространенной, а теперь почти забытой традицией было и бросание фуражек: например, еще в 1996 году в пограничном училище в Голицыно сначала в воздух летели монеты, а потом, по команде «И-и-и-и ВСЁ!» — фуражки, которым, правда, ни в коем случае не давали упасть на плац. Далеко не везде сохранилась и традиция класть деньги в сапоги курсантам младших курсов, специально выставленным за порог — похвастаться ее соблюдением до недавнего времени могли лишь в Петербургской военной академии тыла и транспорта.
Из других предвыпускных традиций можно упомянуть такие, как обрывание «рожек» у буквы «К» на курсантских погонах перед сдачей госэкзаменов: после этого литера начинает напоминать букву «Л», с которой начинается слово «лейтенант». В период сдачи госэкзаменов курсанты-выпускники перед каждым госом подкладывали под курсантский погон по одной звездочке, набирая к выпуску полный лейтенантский комплект — четыре штуки. За неделю до выпуска принято рисовать на погонах курсанта офицерские звездочки, а в тех училищах, где каждый выпускник прощается со знаменем индивидуально, распространена традиция подкладывать под колено рубль.
А вот одна из старых традиций, уходящей корнями в 1970-е — в последний курсантский день выбрасывать из окон общежития все нажитые за время обучения вещи — трансформируется сейчас в акцию благотворительности. Еще совсем недавно из окон верхних этажей на асфальт летели поношенные телевизоры и магнитофоны, а то и музыкальные центры с ноутбуками: традиция требовала жертв, к тому же большинство этих предметов покупалось в складчину. Но в последнее время вместо того, чтобы просто гробить электронику, выпускники стали отдавать все, что не могут увезти с собой к новому месту службы, в городские детские дома и другие социальные учреждения. И это, пожалуй, один из самых ярких примеров того, как неуставная традиция может стать не просто обычаем, а вернуть в российскую армию дух старого русского офицерства, для которого благотворительность была делом привычным и даже обязательным.
Татьяна Рублева