Вашингтон заявил о готовности применить силу против Пхеньяна «при необходимости». Насколько реален такой вариант развития событий, какие механизмы действуют в отношениях США и Северной Кореи, выяснял у экспертов «МИР 24».
Применение военной силы в отношении Северной Кореи было возможным еще с того момента, как она появилась на карте, а угроза со стороны США для них - постоянный фон, говорит эксперт по ракетно-ядерной программе КНДР Владимир Хрусталев.
«США пока не собираются оставлять в покое КНДР и договариваться тоже не хотят. Вероятность силового решения пока что не самая высокая, но она растет, и на данный момент составляет порядка 25-30%. С точки зрения международного права они могут оставаться безнаказанными за применение военной силы, так как обладают правом вето в Совете Безопасности ООН. То есть, де-юре США могут делать что угодно. По этой причине для Пхеньяна других опций, кроме как создавать все более продвинутое ядерное оружие и средства его доставки, пока нет».
Атаковать Пхеньян - это опасная затея, которая может быть чревата эскалацией до применения ядерного оружия, в том числе и против американских баз в Японии и Южной Корее, а также городов этих стран-союзников. Если все же допустить вероятность применения американцами военной силы, то ход событий сильно зависит от формата и успешности американской атаки - с союзниками или без них, полагает Хрусталев.
«Будет ритуальная атака - будет формальный ответ. Будет полномасштабная и не абсолютно успешная - есть вероятность и эскалации вплоть до применения ядерного оружия. Но и даже для этого у США не так много времени. Пхеньян набрал скорость, и скоро будет обладать ядерным арсеналом, способным сделать американскую карательную операцию неприемлемой в принципе».
В то же время поддаваться на угрозы США Пхеньян не видит смысла, говорит специалист. «Уступить - значит столкнуться с нарастающим валом требований новых односторонних уступок. Обменивать ядерное оружие и ядерный производственный комплекс на бумажки - это чистой воды разновидность самоубийства. Урок Ливии, которая сдала свою ядерную программу в обмен на улучшение отношений с Западом, в Северной Корее хорошо усвоили, как и опыт провала в 2000-х годах урегулировать отношения с США. Да и даже если будет сделка, то где гарантия, что после очередных выборов внешняя политика США не сделает очередной зигзаг?».
В Вашингтоне понимают, что применение реальной военной силы против КНДР может обернуться серьезным конфликтом и настоящей катастрофой, которая затронет интересы в том числе России и Китая, говорит в свою очередь политолог, эксперт по внешней политике США Виктор Олевич.
«Ни Россия, ни Китай, разумеется, не заинтересованы в дестабилизации на своих границах и развитии ядерной программы КНДР, но при этом все стороны понимают, что эта программа – попытка Пхеньяна обезопасить свою страну от потенциальной агрессии США и их союзников в Азиатско-Тихоокеанском регионе».
Он напомнил, что между США и Северной Кореей в 90-е годы были достигнуты договоренности о свертывании ее ядерной программы: «Власти стран двигались по этому пути, пока место Билла Клинтона не занял Джордж Буш-младший. Его администрация в начале 2000-х вышла в одностороннем порядке из этого договора. В ответ КНДР перезапустила свою ядерную программу».
Эксперт добавил, что в течение последних нескольких месяцев власти США, несмотря на различные угрозы, все же не принимали никаких радикальных действий по отношению к КНДР: «Сейчас они сфокусированы на усилении режима политических и экономических санкций против Пхеньяна и проведении их через Совет Безопасности ООН».
Напомним, накануне посол США в ООН Никки Хейли во время экстренного заседания Совета безопасности заявила, что ответной реакцией на запуск северокорейцами первой межконтинентальной баллистической ракеты будет усиление санкций. Она пообещала, что власти США в ближайшие дни внесут новую резолюцию по Северной Корее в Совбез ООН.
Алла Смирнова