Гарри Поттер - шанс на чудо

11:56 21/07/2017
Гарри Поттер — шанс на чудо
ФОТО : ТАСС / Кубединов Игорь


Сегодня 21 июля 2017 года исполняется ровно десять лет со дня выхода последней из семи книг про Гарри Поттера. Она называется «Гарри Поттер и Дары Смерти». После нее издавались только официальные дополнения и коллекционные издания про волшебный мир Хогвартса.

Создательница волшебного мира учительница Джоан Роулинг из Великобритании даже не представляла, что ее книги будут иметь такой сногсшибательный успех. Они переведены на 60 языков, продано более 250 миллионов экземпляров. А фильмы про Гарри Поттера заработали миллиарды долларов. Произведения Джоан Роулинг вдохновили множество компаний на создание целой индустрии игрушек и сувениров. По их мотивам созданы компьютерные и настольные игры, а также целые парки развлечений «Поттерлэнд» под Лондоном и «Волшебный мир Гарри Поттера» в штате Флорида.

Чем же объясняется такой успех книг про Гарри Поттера и у детей, и у взрослых? Ведь со времен Рональда Руэла Толкиена ни одно произведение жанра фэнтези не было столь популярным. «МИР 24» расспросил психологов и психотерапевтов о том, какие потаенные струны души затрагивают произведения Джоан Роулинг, на какие глубоко спрятанные от нас самих запросы они отвечают.

Психолог, гештальт-терапевт Елена Петрикина:

Фэнтези – это всегда про другой мир, про мир, альтернативный нашему. В таком мире другие правила, в нем возможно то, что невозможно в реальности. А разница с реальностью – часто предмет зависти. Про выдуманный мир хочется узнавать, его хочется исследовать, в нем очень хочется оказаться. Когда такой мир находится где-то за тридевять земель – мы понимаем, что попасть туда невозможно, и ограничения эти очевидны. 

Другое дело – альтернативные миры, существующие параллельно нашему, «дружащие» с нашей реальностью, дополняющие ее. В них сказка где-то близко и у нас складывается ощущение, что в нее как будто можно попасть (хотя бы немножко). 

В 50-х годах прошлого века Клайв Стэйплз Льюиз подарил нам один из самых ярких подобных миров – «Хроники Нарнии». Этот мир позволял пережить опыт Второй мировой войны, поднять заново сложные вопросы об общечеловеческих ценностях, вере, религии… И вместе с тем «Хроники» дарили читателю сказку, возможность оторваться от существующей реальности.

Но меняется время, появляются новые потребности и новые герои. В 2007 году в свет вышла последняя книга про юного волшебника с шрамом на лбу, про мир волшебства и сказки вокруг нас. «Гарри Поттер» покорил не только детей, он стал книгой-феноменом. Им зачитывались и зачитываются дети и взрослые. 

Для последних он стал способом прикоснуться к желанной сказке, познакомиться заново со своим внутренним ребенком. «Гарри Поттера» можно было читать, смотреть в кино, фотографироваться в Лондоне на платформе «9 ¾» то ли вместе с такими же магглами, то ли и правда с настоящими учениками Хогвартса. А еще можно было регистрироваться на бесчисленных сайтах, на которых предлагалось пройти обучение зельеваренью, борьбе с темными силами, монстрологии и получить диплом, подтверждающий, что ты тоже маг.

Мне кажется, что, кроме классической сказки, «Гарри Поттер» стал еще и буквально одой для набирающей силу идеи о важности и ценности ребенка внутри каждого из нас. Все фантазии и мечты, которые раньше было прилично озвучивать только детям или эксцентричным взрослым, теперь стали доступны для осуществления всем. 
Это можно называть инфантилизацией общества, если угодно. Но мне кажется, что сама по себе такая инфантилизация – естественная реакция на современный темп жизни, количество стрессов, нарастающий информационный поток. Тогда мир сказки с его правилами и законами – отличный способ остановиться, посмотреть вокруг, прислушаться к себе. В нем можно выбрать, на чьей стороне ты сам, попробовать себя в разных ролях, прислушаться к своим настоящим желаниям. 

Мир «Гарри Поттера» позволил реализовать и детям, и многим взрослым свою потребность в так называемой идентификации. Идентификация позволяет, с одной стороны, организовать и пережить собственную причастность к группе единомышленников. Это своеобразная прививка от одиночества, возможность найти единомышленников, сблизиться с похожими людьми в огромном безликом городе или в многомиллионной глобальной сети. С другой стороны, идентификация может служить и защитным механизмом, способом уйти от травмирующей реальности в мир, где можно переждать, выдохнуть, спрятаться от кого-то или чего-то. 

Я встаю утром, чищу зубы, наливаю чашку кофе, надеваю на нос круглые очки, повязываю под пальто полосатый шарф Гриффиндора и отправляюсь на работу в офис. Кто я? Фанат Гарри Поттера? Маггл? Или нет?..

Психолог, гештальт терапевт Ульяна Власюк:

Для меня история про Гарри Поттера — это вера в чудо, вера в то, что, как бы ни было тяжело и больно, обязательно будет хорошо. Это история про доброту и справедливость, про возможность быть рядом с друг другом, как говориться, и в горе, и в радости. Про искреннюю, честную и теплую дружбу.

Думаю, что поттериана затягивает и увлекает, возможно оттого, что в нашей (моей) жизни было мало искренности, отсутствовала вера в чудеса... Роулинг пишет про завуалированную, метафоричную реальность. 

Чем удивили ученые

А еще, для меня Гарри Поттер — про внутреннего ребенка. Я помню, когда давным-давно училась в школе и ночами, с фонариком в руке, взахлеб читала Поттера, ко мне зашел мой, уже покойный сейчас, дедушка. Он с недоумением спросил, что же я такое читаю бессонными ночами, забрал у меня третью часть и ушел. Через день, прочитав взахлеб эту часть, попросил остальные книги. Он сказал: «Я не понимаю, что происходит, но оторваться не могу». И так он по-детски выглядел!

Думаю, поттериана дает возможность каждому прикоснуться к детской своей, потерянной части. Что касается фильмов про Гарри Поттера, то там показаны многие жизненные кризисы взросления, становления. Все мы сталкиваемся с «драконами» (страхи), и с «зеркалом мечтаний», и с предательством, и с завистью, и со смертью. И еще, актеры в этих фильмах подобраны шикарно!

Практикующий психолог, кандидат психологических наук Екатерина Румянцева:

Поттериана не просто успешна, она очень успешна у читателей разных возрастов, вероятно потому, что отвечает на потребности людей в самые разные возрастные периоды. 

Думаю, у маленьких детей книги о Гарри Поттере популярны благодаря богатой детской фантазии. Дети подпитывают свою фантазию из разных сказок и сами придумывают сказочные события. Книги о Гарри Поттере — это сказка, которая происходит в нашем времени, все детали узнаваемы, в нее можно играть в школьном классе с друзьями, «колдуя» с канцтоварами, и это будет довольно близко к фантастическому приключенческому миру. 

Учеба в школе — это эмоционально насыщенный опыт, который присутствует почти у всех. Детям, подросткам и взрослым понятно, как весело бывает со школьными друзьями (как Гарри, Гермионе и Рону), как сложно бывает с конкурирующей компанией ребят (как Гриффиндор и Слизерин) и как сложно на уроках у некоторых учителей (как у Снейпа на зельеварении). 

Во многом Хогвартс описан как идеальная школа: там есть забота об учениках, но нет родительского контроля, и это очень нравится подросткам, которые хотят уже быть взрослыми и сепарироваться, отделиться от родительской семьи, проводить больше времени с друзьями — но при этом подростки еще очень нуждаются в заботе и опеке взрослых, и она там есть.

Уроки в Хогвартсе — это настоящие приключения, ведь, если сделать что-то неправильно, то можно пострадать, а возможность рискованного поведения тоже важна в подростковом возрасте.

К тому же, в подростковом возрасте остро переживается кризис идентичности, появляется ощущение, что «я не такой» или «не такая». Поэтому читать про жизнь подростка, который сильно отличается от других (Гарри Поттер) увлекательно и отчасти психотерапевтично. 

У взрослых людей есть «внутренний ребенок», та часть личности, которой интересна фантазия и сказка, поэтому у взрослых эти книги популярны как приключенческая литература. И кризис подросткового возраста взрослые люди еще помнят. Во время чтения можно прикоснуться к своему детскому и подростковому опыту: отношениям с дружественными и не очень сверстниками, загадочными и разными взрослыми, к учебе в школе. Отчасти это чтение позволяет переосмыслить свой опыт, фантазийно или символически додать себе то, что было недополучено в детстве. 

Поттериана хороша и как семейное чтение, книги помогают наладить контакт между родителями и детьми, поскольку их содержание близко и понятно и тем и другим.

С психологами беседовала Татьяна Рублева