В деревне Никола-Ленивец в 12-й раз состоялся Фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние». В этом году организаторы поставили перед художниками вопрос: «Как жить?», и те предложили свои ответы — в виде арт-объектов, конструкций и перформансов. Кстати, такой же была и тема фестиваля «Детское Архстояние», который состоялся в Никола-Ленивце месяц назад. Взрослые, как и дети, отвечали на «главный вопрос о жизни, Вселенной и вообще». Причем, способы ответа были похожими: главное, не воспринимать вопрос серьезно и получить удовольствие от процесса.
Каким образом из многих заявок, ежегодно приходящих от разных художников и архитекторов на конкурс «Архстояния» отбираются те работы, которые попадут на очередной фестиваль, не всегда ясно, это остается на усмотрение кураторов и руководителей проекта. Но очевидно, что важным критерием является уникальность, чувство юмора, и то, насколько органично объект вписывается в ландшафт парка и наполняет его художественным смыслом.
Проект этого года «Дом с люстрой» от АБ «Хвоя», который установили на озере напротив кафе «Угра», на мой взгляд, отлично отвечает всем этим требованиям. Остроумное решение: дом не имеет окон, и жизнь его обитателей скрыта от глаз, но на крыше установлен стеклянный куб, внутри которого помещена люстра. Она одновременно освещает пространство внутри дома, и дает свет и эстетическое удовольствие всем, кто гуляет снаружи. Ночью эта люстра служила ориентиром участникам фестиваля, которые потеряли путь к своим палаткам.
Самым зрелищным стал проект Алексея Мартинса «Быть вместе», который начал создаваться еще на «Архстоянии» 2015 года (и назывался «Ментальные дрова») и с тех пор постоянно обновлялся и дополнялся. В первый день фестиваля посетители увидели большую поляну, уставленную деревянными скульптурами животных, сколоченными из дров. Под каждой - свое небольшое кострище, которое, как то ружье на стене, должно было в нужный момент сгореть. Таким образом, художник обращался к одному из базовых инстинктов человека - объединению. Вечером в субботу гости фестиваля стали участниками этого огненного перформанса. Десятки костров горели на поляне одновременно, создавая то самое «объединяющее тепло», люди любовались видом сгорающих скульптур, грелись, сидя на специально положенных бревнах. И, как и планировали организаторы, вокруг костров стихийно образовывались целые компании, находилась гитара, хором пелись песни.
Еще одним проектом-перформансом, который включал зрителей в действо, стал «Дом» от АБ «Рождественка». Надо было взять лопату, вскопать землю и посадить дерево, причем, участники сами решали, что именно сажать и куда. По замыслу, в процессе подготовки и посадки растения, высвобождается время «подумать над жизнью», осмыслить свои действия, осознать новый опыт.
«Как жить?» - этот вопрос тут и там всплывал на разных фестивальных площадках. Ответ на него предлагали записать на полосках ткани и вплести в общий ковер на пространстве Atmosphere&Textile. Этот экспонат плели все три дня фестиваля, и в итоге получился компактный черно-белый коврик. Примечательно то, что ленты, которые расписывали своими ответами участники, были нарезаны из ткани, на которой был напечатан текст истории Никола-Ленивца - от самых первых упоминаний в источниках, до наших дней. Как рассказали девушки, курирующие эту площадку, самым смешным ответом на центральный вопрос, был такой: «Надо жить с чувством выпитого долга».
Свой вариант ответа предлагался на перформансе от Геши Ю. «Оракул» - так называлось происходящее в Ротонде, одном из самых известных объектов Никола-Ленивца. Внутри этой белой круглой башни, стоящей посреди огромного ромашкового поля, сидела девушка в белом костюме, с кислородной маской на лице, и каждому, кто подходил, на бумажной полоске выписывала рецепт-предсказание. Моей коллеге оракулом было обещано, что «она станет великаншей», а мне - что «все новости придут из машины приятным голосом». По замыслу автора перформанса, в отличие от китайских печеньиц с предсказаниями, которые вызывают в человеке или удовлетворение или тревогу - в зависимости от того, что он получил - информация от оракула вызывает иные чувства.
Сергей Катран выиграл Open Call «Архстояния» на вопрос, как жить, предложил уподобиться Диогену и попробовать на себе его простую философию. Перформанс с названием «Дети гениев отдыхают на природе» обращался к идее тесноты как к авангардной практике. Участникам предлагалось залезть в бочки, которые были разложены на поляне. В этих бочках были прорезаны круглые дыры, «для того, чтобы она имела сообщение с миром, и любой орган человеческого тела, выставленный напоказ, стал неким рецептором, проникающим в мир».
Арт-группа «Алыча» по ночам не давала спать тем, кто, не подумав, поставил палатки рядом с ее объектом, который назывался «Дом». Раскрывая тему фестиваля, группа ответила тремя пунктами: аскейтизм (оторвись от суеты и катайся на скейте), конструктивизм (максимально эффективно функционируй в индустриальном обществе) и алычизм (катайся и соединяйся с природой). Основой для «Дома» стала скейтерская рампа, к которой пристроили пространство для жизни. Вечером это сооружение трансформировалось в танцпол, и ди-джей до рассвета наполнял фестивальное пространство электронной музыкой.
Интересными были и другие объекты, которые пополнили коллекцию арт-парка «Версаль» в Николе Ленивце. Это и «Вилла ПО-2» от Александра Бродского (гостевой домик из бетонных плит, внутри обитый деревом), и «Конура» от Виктории Чупахиной (шар из веток и собачьей шерсти, в котором «собака и человек могут вместе укрыться от агрессивного мира»), и «Кибитка 32053» от Юрия Муравицкого и Рустама Керимова (сцена на колесах, которая по замыслу авторов должна была стать новым воплощением идеи бродячих театров а-ля Комедия Дель Арте).
На мой взгляд, «Кибитка» стала главным разочарованием программы. Идея и оформление были обещающими, а содержание вызвало у многих удивление. Возникало ощущение, что действо по мотивам чеховских «Трех сестер» собрали довольно быстро, словно на бегу. И показали, что получилось в спонтанном режиме, с явными «опечатками». Примерно 15 минут актеры за стеклом делали движения под озвучку компьютерного голоса из динамиков - переодевались, пили чай, веселили друг друга, а потом уехали «в Москву», занавес. Но на природе, а тем более, на природе Никола-Ленивца, все хорошо.
В этом году на фестивале было довольно людно, хотя цены на билеты были изрядно подняты. Гости, как и предыдущие годы, жили в гостевых домиках и палатках, а питались в местном кафе «Угра» и на фудкорте с множеством передвижных кухонь. На площадке фестиваля работали Киноклуб «Москино», который по вечерам показывал фильмы про смысл жизни, «Кинопередвижка», показывающая ленты советских времен с пленки. И, конечно, музыкальная программа была обширной. Главная музтусовка собралась у знаменитого объекта Николая Полисского «Вселенский разум», напоминающего гигантский мозг, а те, кто хотел и потанцевать, ушли на Ферму Морозовых, где была организована танцплощадка «У свиньи» с ностальгическими песнями в современной обработке.
Несмотря на все перипетии со сменой руководства парка, начавшиеся около двух лет назад, «Архстояние», фестиваль искусства на открытом пространстве, знает, «как жить», потому что продолжает жить и не сдает своих позиций. И каждый приехавший на него, как и прежде, становится соавтором арт-эксперимента на полях Никола-Ленивца.
Ольга Бобровская