Любители научной фантастики 22 августа отмечают день рождения Рэя Брэдбери. За свою долгую жизнь классик жанра опубликовал десятки романов и несколько сотен рассказов, многие из которых легли в основу фильмов и сериалов. Сам фантаст также писал оригинальные сценарии ко множеству лент. «МИР 24» вспомнил самые удачные картины, к которым приложил руку автор «Марсианских хроник» и «451º по Фаренгейту».
«Оно прибыло из космоса», 1953 г., реж. Джек Арнольд
Молодой астроном Джон Патнам замечает вспышку на небе и вскоре обнаруживает на земле что-то вроде необычного метеорита. Главный герой быстро понимает, что перед ним – космический корабль. Джон спешит рассказать об этом всей округе, но ему никто не верит. Вскоре в городе начинают пропадать люди, а вместо них появляться их двойники.
«Оно прибыло из космоса» – первая работа Брэдбери для широкого экрана. Когда автор писал сценарий, ему хотелось сделать пришельцев не злобными монстрами, а человечными инопланетянами, стремящимися познать землян.
«Чудовище с глубины 20000 морских саженей», 1953 г., реж. Эжен Лурье
Рассказ Брэдбери «Туманный горн» лег в основу монстр-муви о гигантском ящере, возникшем после взрыва ядерной бомбы. Поднявшись со дна океана, чудовище направляется в Нью-Йорк, разрушая все на своем пути.
Ничего не напоминает? Верно. Фильм вдохновил японских кинематографистов на создание Годзиллы. В дальнейшем успех ленты о гигантском ящере породил целый жанр кайдзю-фильмов.
«451º по Фаренгейту», 1966 г., реж. Франсуа Трюффо
Благодаря таланту Брэдбери, к «низкому» жанру фантастики решился обратиться классик «новой волны» Франсуа Трюффо. Сюжет картины известен каждому: ее действие разворачивается в тоталитарном государстве будущего, где запрещены все книги, а искусство людям заменяют пошлые развлечения.
Особую ценность «Фаренгейту» придает мастерская работа Франсуа Трюффо и оператора Николаса Роуга, которые минимальными выразительными средствами создали мир, до которого далеко многим блокбастерам. Несмотря на это, фильм был негативно встречен критикой. Но сейчас экранизация романа о пожарном, сжигающем книги – признанный шедевр антиутопии.
«Человек в картинках», 1969 г., реж. Джек Смайт
Молодой парень встречает в степи странного человека, с ног до головы покрытого татуировками. После непродолжительной беседы выясняется, что каждая из картинок на его теле скрывает зловещую историю.
Фильм снят по рассказам «Вельд», «Нескончаемый дождь» и «Завтра конец света». Главную роль в нем исполнил оскароносный Род Стайгер. Больше всех при работе над фильмом постарались гримеры. Чтобы создать образ «иллюстрированного человека», им приходилось работать по 10 часов в день.
«Марсианские хроники», 1980 г., реж. Майкл Андерсон
Мини-сериал по одному из самых известных произведений мастера. Пессимистичный эпос Рэя Брэдбери создателям телефильма удалось уместить в три серии по 110 минут.
В 1999 году на Красную планету высаживается экспедиция с Земли. Колонизаторы получают отпор от местных жителей, вся миссия гибнет. Через некоторое время на Марс прибывают их последователи и обнаруживают, что планета пуста: целая цивилизация погибла из-за вируса оспы, занесенного с Земли. Но новая жизнь на просторной планете не приносит землянам счастья.
Сейчас 2017 год, но до колонизации Марса еще очень далеко. Может, оно и к лучшему, если верить мрачной картине, которую рисует Брэдбери.
«Именно так зло и приходит», 1983 г., реж. Джек Клейтон
В небольшом городке появляется передвижной цирк. Казалось бы – обычное шапито, но есть в нем кое-что странное. Хозяин цирка обещает посетителям исполнить любые их мечты. Как понятно из названия, ни к чему хорошему это не приведет.
Особого внимания заслуживает не только сюжет Брэдбери, но и блестящая игра Джейсона Робардса, исполнившего роль зловещего распорядителя карнавала. Робардс, к слову, единственный актер, получавший «Оскар» два года подряд.
«Театр Рэя Брэдбери», 1985-1992, реж. Рэнди Брэдшоу, Роджер Томпкинс, Джон Лэйн и др.
Сериал состоит из 65 эпизодов, снятых по рассказам Брэдбери. Сам писатель выступил в роли не только сценариста, но и продюсера. «Театр» с успехом шел на американском телевидении и получил множество номинаций на премии «Эмми» и «Джемини». Несмотря на то, что ни одной награды сериал так и не получил, именно он многими фанатами Брэдбери считается лучшей попыткой перенести на экран миры любимого писателя.
Эдуард Лукоянов