Глава СПЧ: Жестокий к животному совершит преступление против личности

16:58 25/08/2017
Председатель СПЧ прокомментировал приговор хабаровским живодеркам
ФОТО : ТАСС / Фадеичев Сергей

По мнению Михаила Федотова, следовало бы повысить максимальный размер наказания за жестокое обращение с животными до шести лет лишения свободы. Тем самым законодатель перевел бы эти преступления в категорию тяжких. Ниже – комментарий главы Совета по правам человека, который он дал обозревателю «МИР 24».

С одной стороны, хорошо, что за жестокое обращение с животными виновные получили реальный и немалый срок лишения свободы. С другой, в этом решении смущает то, что за истязания животных виновные могли получить не более двух лет лишения свободы. Им было назначено более суровое наказание только потому, что обвинялись они и по другим статьям Уголовного кодекса. За подсудимыми оказался целый букет преступлений. Но какое им назначено наказание именно за истязание животных, мы сможем узнать только в приговоре. Вот почему хотелось бы его почитать. 

Какие выводы можно сделать из данного судебного решения? Первое – необходимо менять наше уголовное законодательство в плане усиления наказания за жестокое обращение с животными. На сегодняшний день суд не может за подобное преступление назначить более суровое наказание, чем два года лишения свободы. Это максимальный срок в том случае, если деяние совершено группой лиц по предварительному сговору, или организованной группой.

В хабаровском случае, исходя из того, что сообщает пресса, речь идет именно о «группе лиц по предварительному сговору», для меня это очевидно. Но виновные (хабаровские живодерки – прим.ред) получили не два года лишения свободы, а больше, поскольку суд применил правила сложения и поглощения наказаний. Отсюда следует, что необходимо повышать ответственность за жестокое обращение с животными.

Второй момент, на который я хотел бы обратить внимание. Посмотрите, какой замечательный букет преступлений числится за этими барышнями. О чем это говорит? О том, что те, кто допускает жестокое обращение с животными, в конечном итоге переходят к преступлениям против личности. Поэтому если мы хотим остановить преступников в самом начале их преступной карьеры, мы должны повышать ответственность за издевательства над животными. 

Третий момент: я только вчера вернулся с Сахалина, и одно из обращений, переданное мне жителями острова, касалось именно вопросов жестокого обращения с животными – а именно деятельности так называемых догхантеров. Это был просто крик о помощи, люди просили меня передать президенту, что просят усилить ответственность за жестокое обращение с животными.

В Госдуме есть соответствующие проекты, и мы их поддерживаем. Я думаю, что сейчас дело движется в правильном направлении – просто нужно, чтобы оно двигалось быстрее. 

Полагаю, было бы достаточно повысить максимальный размер наказания за такие преступления до шести лет лишения свободы. Тем самым законодатель перевел бы жестокое обращение с животными в категорию тяжких преступлений. Пока предусмотрено наказание «до двух лет» (как сейчас по 245 УК РФ – прим.ред), это — преступление небольшой тяжести.

За раскрытие преступлений небольшой тяжести правоохранители не получают ни повышения по службе, ни премий, ни благодарностей. Поэтому они не заинтересованы расследовать такую «мелочь». Повышение срока наказания до шести лет изменило бы эту картину: следственные органы и полиция будут заинтересованы в том, чтобы раскрывать подобные преступления. А сейчас «палочная» система их никак не стимулирует.

Что касается «краш-видео» — съемок истязаний, изнасилований и убийств животных, изготовляемых на продажу — то для борьбы с подобным явлением нужен отдельный состав преступления, с гораздо более суровым наказанием.

Беседовала Юлия Кундухова