Британский фотохудожник Марк Невилл после проектов в Афганистане и на Украине приехал в Россию, чтобы совместно с фотографом Натальей Лобановской выпустить книгу «Россия: два взгляда» — о том, как выглядит страна и ее граждане без прикрас. В интервью корреспонденту «МИР 24» Марк Невилл рассказал о том, чем его шокировала британская армия в Афганистане, как он разочаровался в BBC и влюбился в Россию.
Фотографии Марка и правда не стыдно назвать искусством. На столе передо мной лежат толстые книги – это все проекты фотохудожника. Среди них сразу же выделяется несколько альбомов: о детях, которых лишили уличных площадок, возведя на их месте дорогие апартаменты, о британской армии в Афганистане, о беженцах с Украины и детском лагере в Кении. Его фотографии – это не просто красивые изображения. Отличительная черта Марка: балансирование на грани. Когда смотришь на фото, кажется, что они постановочные, а оказывается, нет – все моменты пойманы в жизни.
«Чтобы сфотографировать тот или иной момент, я очень долго жду, когда он произойдет, порой даже часами. У меня нет постановочных работ. Сейчас очень сложно быть фотохудожником, потому что у каждого есть камера или смартфон с камерой. Люди выкладывают снимки в Instagram и другие социальное сети, и из-за этого они перестали ценить профессиональные фотографии. Они пролистывают Instagram и реагируют по принципу «красиво или нет». Поэтому я печатаю книги, а не выкладываю свои работы в соцсети. Люди, которые купили книгу, положат ее в шкаф, достанут еще раз или дадут кому-то. Если же это газета, то ее просто выкинут, а страницу в интернете – перелистнут», - говорит Невилл.
Он приехал в Россию впервые два года назад и с тех пор здесь бывает очень часто. Но лишь сейчас, когда он познакомился с российским фотографом Натальей Лобановской, понял, что пора показать всем, как, на самом деле выглядят русские люди, чем живут, и соответствует ли действительность представлению, сложившемуся в мире.
«Наш проект «Россия: два взгляда» - это не критика. Это будет большая работа, которая лично для меня – праздник русской культуры. Я хочу показать, как живут здесь сейчас люди. Это будет уникальное явление, потому что в одном альбоме будут две стороны: как видит страну русская женщина и британский мужчина, искренне в эту страну влюбленный», - сказал художник.
Видно, что у художников по-настоящему большие амбиции. «Мы сейчас формируем маршрут, и наша задача — объехать как можно больше этнических регионов, потому что Россия – большая страна. Мы также хотим показать, как она менялась после Советского Союза. Марк будет смотреть через арт, а я – через жанр», - добавила Наталья Лобановская.
Невилл не боится негативной реакции на Родине, а выпады в сторону России считает пропагандой. Пять лет назад он три месяца провел в британской армии в Афганистане и увидел реальность, сильно отличающуюся от той, которую показывают по BBC. С тех пор он доверяет только себе.
«Меня абсолютно не волнует, как отреагируют в Великобритании на мой проект. Я думаю, все негативное, что я слышал о России, – это пропаганда. Когда я был в Афганистане, увидел большую разницу между британским телевидением и реальностью. Например, в Афганистане каждый день солдаты теряли ноги или руки. Но я никогда не слышал ничего подобного на нашем телевидении. Крики, кровь каждый день и об этом никогда не было репортажей на BBC. Люди часто говорят, что BBC - такой прекрасный канал, они делают правдивые новости – не в этом случае. Они рассказывали об этом только, если солдаты умирали в Афганистане, и ни слова о том, как много людей было покалечено. Там, в лагере, работают лучшие хирурги со всего мира, которые сохранят тебе жизнь, даже если ты потерял обе руки и ноги. И все это, в первую очередь, для того, чтобы ничего не было в новостях», - сказал он.
В прошлом году Марк ездил на Украину, немецкий университет заказал ему проект о беженцах. Но для себя Марк так и не решил, что же на самом деле происходит в стране.
«Я был на Украине в прошлом году. Меня попросил берлинский университет сделать проект о людях, которые потеряли свои дома в Луганске и Донецке. Это было очень сложно. Я путешествовал по всей стране, пытаясь понять, кто они – украинцы. Я спрашивал, откуда родом их родители: из Украины или из России, для чего они приехали на Донбасс, изменился ли их взгляд после политического конфликта. Это очень запутанная тема, и я так и не понял, что там происходит. Я шел по одной улице и спрашивал у людей, одни говорили, что дело в России, другие – в Украине», - добавил художник.
Оказывается, Невилл любит Россию с самого детства. Ребенком увидел фильм Тарковского «Андрей Рублев» и уже не мог оторваться от российского искусства.
«Я влюблен в Россию, и это уже с самого детства. Когда я был маленьким, мои родители часто оставляли меня одного перед телевизором. Мне было шесть или семь лет, я сидел перед телевизором в час ночи - да, это очень поздно – и там показали фильм Андрея Тарковского «Андрей Рублев». Моя первая реакция была: «Вау!». Это фильм выглядел почти как документалистика, восхитительно! Я сразу почувствовал силу русского кино и фотографии, и это произвело на меня неизгладимое впечатление. А когда был тинейджером, я сходил с ума по русскому конструктивизму! Это не рациональная, а эмоциональная связь: я сразу полюбил русскую литературу, русское кино и искусство. Сейчас мне 51, я больше не подросток и, мне кажется, мне потребовалась вся жизнь, чтобы оказаться сейчас в России».
Сегодня Невилл приезжает в Москву или Санкт-Петербург каждый месяц и считает, что русские очень прямолинейны. «Впервые я приехал в Россию два года назад, и с тех самых пор я узнаю о России все больше и больше. Сейчас я бываю в России каждый месяц, иногда меня приглашают провести разные мастер-классы. Я думаю, что русские хорошо понимают мое искусство, потому что оно включает два сильных элемента: визуальный и идейный. Я пытаюсь изменить общество через фотографию. А русские более прямолинейны, чем британцы и американцы. Например, в США люди очень дружелюбные, но порой это слишком фальшиво. В России я чувствую, что люди более прямые, и это честно, мне это нравится, но в то же время они дружелюбные», - добавил он.
Марк верит в социальную роль фотографа, что он может воздействовать на общество с помощью искусства. На глаза мне попадается альбом с детьми. Невилл пытался привлечь внимание к проблемам детей в Лондоне, которые остались без игровых площадок на улице.
«Мой последний проект – это альбом о детях и местах, где они могут играть. В Лондоне сейчас это очень большая проблема, потому что в городе демонтировали детские площадки и на их месте возвели небоскребы элитного класса. А ведь это оказывает пагубное влияние на душевное состояние детей. Подобное приводит потом к подростковым суицидам, депрессиям и унынию. Поэтому я решил показать, как играют дети в разных странах мира».
Особенно его внимание привлек детский лагерь в Кении. Фотограф удивился, как дети в отсутствии материальных благ могут выглядеть такими счастливыми.
«Я делал проект о детях в лагере беженцев в Кении, поэтому посетил второй по размеру лагерь в стране. Там живет порядка 200 000 человек! Для детей, оставшихся без родителей, пытаются найти семьи по всему миру, которые бы их усыновили. Но находясь там , я был удивлен, как беззаботно и счастливо выглядят дети в отсутствии каких-либо материальных условий», - заметил Невилл.
Фотограф считает, что Москва и Лондон очень похожи и называет их метафорично «два агрессивных грязных города». Но для человека, родившегося в британской столице — признается Невилл — там не осталось никакой загадки. А вот Россия наоборот кажется одной большой мистерией. Старт проекта «Россия: два взгляд» намечен на октябрь.
Екатерина Дегтерева
Подробнее в сюжете: Выставка-форум «Россия»