Мария Гусарова: Хип-хоп стал культурой номер один в России

11:49 20/10/2017
Мария Гусарова: Хип-хоп стал культурой номер один в России
ФОТО : Сережкина Надежда / Сережкина Надежда


Мария Гусарова, Маша, Машенька или Mary Gu – один из самых популярных музыкальных блогеров в русскоязычном Instagram. Видео с ее песнями собирают миллионы просмотров в YouTube, а стихотворения – тысячи комментариев и лайков. Известная петербурженка встретилась с корреспондентом «МИР 24» и рассказала о своем отношении с русскому рэпу, каверах на Oxxxymiron, начале музыкального пути и критике со стороны подписчиков. 

О детстве: «Были моменты, когда я заклеивала пианино скотчем…»


Ты музыкант, поэт, исполнитель песен, бывший диджей на радио, преподаватель и в последнее время – еще и популярный блогер. Все эти сферы напрямую связаны с творческим началом. В каком возрасте оно впервые проявилось и как?

Конечно, в раннем детстве – мне было четыре или пять лет. Тогда только вышел фильм «Титаник», и мне настолько понравилась песня Селин Дион, что я просто целыми  днями ходила по дому и «завывала» ее. Бабушка, наслушавшись всего этого, купила мне мой первый инструмент, чтобы я на нем наигрывала что-то простое, и через год меня отдали в музыкальную школу. В результате в музыкальной школе я училась дольше, чем в общеобразовательной - 12 лет: 7 лет по классу фортепиано и еще 5 на эстрадно-джазовом направлении. 

Получается, в музыку тебя привела бабушка? 

Да, и она же меня поддерживала тогда, когда возникали проблемы с дисциплиной.

Были непростые моменты: я заклеивала пианино скотчем, рвала ноты, говорила, что больше никогда не сяду за инструмент. 

Это было в основном в подростковом возрасте, когда все гуляют и развлекаются, а ты днем и ночью сидишь и «пиликаешь», но бабушка держала меня в ежовых рукавицах, чему я сейчас очень рада. 

На какой музыке ты росла? Какие композиции звучали дома? 

Мама никогда не слушала русскую музыку вообще. Хорошо помню, как лет в 10 я просила купить у нее кассету «Руки вверх», но она категорически отказалась. Дома всегда звучали зарубежные хиты, в которых я не понимала ни слова, но старалась подпевать. Когда у меня только начались занятия в хоре, я начала писать на домашние кассеты собственный голос, а потом у нас не осталось ни одного оригинала – я звучала со всех записей! 

В детстве ассоциировала себя с какой-нибудь звездой российской или зарубежной эстрады? 

У нас с сестрой был такой негласный «баттл» – ей нравилась Бритни Спирс, а я была помладше, и мне тоже хотелось выбрать для себя какого-нибудь кумира, тоже увесить комнату постерами. И вот я поняла, что мне очень нравится Кристина Агилера, хотелось быть похожей на нее и (смеется)...одновременно на Надежду Кадышеву. Бабушка говорила, что я очень любила петь ее песни перед телевизором, особенно одну про зеленые глаза. 

О стихах: «Меня редко вдохновляют женщины-поэты...»


Ты сейчас часто записываешь видео, на которых читаешь собственные произведения. Помнишь первое стихотворение? 

Ой, это было очень-очень раннее. Что-то про пса, причем я помню это странное прилагательное – «невскормленный»! Не знаю, откуда в детстве у меня появились в голове такие страдальческие строки, но бабушка не заценила и сказала, что девочка должна сочинять счастливые стихи. После этого я очень мало писала, потому что в школе это считалось «не круто». Вся поэзия, которая есть сейчас, появилась уже на первом курсе в институте. 

А каково вообще быть поэтом в XXI веке: уже все самое важное было сказано и написано, разве нет? 

В песнях и стихах я всегда обращаюсь только к себе и это для меня главный источник вдохновения – уличать себя в чем-то, разбираться в какой-либо ситуации. В каждом поэте есть внутренний конфликт, и наверное поэтому стихи будут писать во все времена.

У меня этот конфликт очень часто выражается по поводу моей внешности. Помню, как на один творческий вечер ко мне пришла поэтесса Марина Кацуба и сказала: «Да не интересны никому твои розовые волосы, человек должен быть личностью!».

И да, мне часто хочется очень хорошо выглядеть, но я же человек и могу себе позволить выглядеть так, какая я есть на самом деле. 

На кого из поэтов ориентируешься и кого советуешь читать? 

Мне нравится Кацуба, у нее много сильных вещей. У меня есть все сборники Веры Полозковой. Я люблю классиков  – Есенина, Маяковского, Лермонтова…Но последний правда нытик! (смеется) Женщины-поэты XX века меня никогда не вдохновляли – Цветаева, Ахматова. Наверное, еще не пришло их время. 

О каверах: «Не хочу, чтобы меня любили за чужое творчество...»


Большинство людей узнали о тебе в сети после исполнения кавера (прим. авторская песня, исполненная другим музыкантом) на песню Oxxxymiron «Безумие». Как ты относишься к творчеству этого исполнителя?

Сейчас, кажется, ни одно интервью в русском интернете не обходится без него! (смеется). Мирон в последнее время стал какой-то культовой фигурой. Я очень уважительно отношусь к чужому труду, творчеству и таланту – он безгранично и самобытно талантлив, что понимают даже те люди, которые его не любят и критикуют. Что касается кавера, то это было совершенно спонтанно, я просто услышала эту песню у кого-то и решила записать. Кстати, иногда жалею, что люди узнают меня благодаря записанным каверам - не хочу, чтобы слушатели ассоциировали меня исключительно с чужим творчеством. 

Приходит какой-то отзыв от авторов песен? Как музыканты реагируют? 

Так смешно: тот же Oxxxymiron под видео с кавером на его песню написал смайлик с пистолетом, и мы так и не поняли, то ли ему понравилось и он оценил, то ли это так плохо, что он хотел застрелиться (смеется). Многие молодые исполнители – Иван Дорн, Loc-Dog и другие – что-то пишут, подписываются, комментируют, даже машут на концертах, это очень приятно. 

Как происходит отбор песен для каверов? Твои песни очень отличаются от того, какими были исходники.
 

Сейчас раскрою такой секрет: нужно просто брать хорошую мужскую рэп-песню, где текст идет речитативом. После этого исполняйте ее красивым женским вокалом и все вам скажут: «Вау, как необычно».

Женскую партию сложно спеть иначе, а вот мужской рэп дает большое пространство для фантазии. 

А что касается хип-хопа, рэпа – как ты относишься к этим направлениям и кого из современных исполнителей ставишь на первое место для себя?

Я очень нежно отношусь к рэпу, если к такой музыке вообще можно применить это слово. Нельзя отрицать, что хип-хоп сейчас – это вообще культура номер один в нашей стране, но я интересовалась им еще до того, как это стало мейнстримом! Выделить кого-то одного я не могу, потому что эта музыка слишком разнообразна, и внимания достойны многие исполнители. 

О популярности в сети: «Однажды я ответила подписчице, надавив на все болевые точки...»


Тебя на сегодняшний день в Instagram читают почти 100 тысяч подписчиков. С чего начался твой блог? 

Сейчас  появилось много людей, которые говорят, что блогер – это какая-то отдельная профессия. Я так не считаю, и с детства верила, что у человека должно быть ремесло, в котором он будет развиваться, и если ты делаешь что-то интересное, популярность и подписчики подтягиваются сами собой. 

Сложно раскрутить любой проект без скандальных публикаций или чьей-то протекции. Был ли момент, когда ты вдруг поняла: «Теперь я популярна»? 

Нет, вообще никогда. Единственная ситуация, в которой я понимаю, что я блогер – это потому что меня так называют другие люди. Мои близкие знают, что у меня тяжело с нетворкингом.

Все вокруг кажутся мне богемными, продвинутыми и подозревающими меня в «нецарском происхождении». Я не звоню, не пишу и не предлагаю творческих союзов первой, потому что мне страшно получить отказ и понять, что я недостаточно хороша в том, что я делаю.

Часто встречаешься с критикой в интернете?

Раньше ее однозначно было больше. Может, сейчас я просто перестала обращать внимание, но если претензии обоснованные  и адекватные, то мне обычно удается найти общий язык с человеком. Я очень стараюсь не обращать внимание на плохие выпады в мою сторону и не осуждать кого-то - ни подписчиков, ни других блогеров, но иногда не получается себя сдержать. Например, сейчас в музыке популярность приобретают многие некачественные работы -  музыкальный рынок сам себя не знает. 

Какая самая странная претензия к тебе «прилетала» за время твоего блога?

Мои записи часто размещают в группах про рэп, где уровень ненависти у подписчиков пропорционален гормональному буйству. Я помню, одна маленькая девочка под видео с кавером на «Безумие» написала: «Фу, да ей уже не по возрасту петь такие песни, ей уже лет 30». Я так обиделась, и даже не стерпела – написала ей, хотя обычно игнорирую подобное, изучила ее страницу в социальных сетях, увидела болевые точки и надавила на все! Надеюсь, с ней все хорошо с тех пор (смеется). Но вообще я рада, что вдохновляющих сообщений и обращений все-таки больше.

Кто такой «Коварный Пит»?


В начале этого года ты переехала в Санкт-Петербург. Как ты решилась на переезд и способствует ли этот город творчеству?

Если честно, мне просто нужна смена обстановки с определенной периодичностью, и выбор стоял между двумя «столицами» – Москвой и Санкт-Петербургом.

«Столице плевать на тебя, и она задает одинаковый ритм жизни для всех. А если у тебя есть внутренние проблемы, в Петербурге ты почувствуешь их в тысячу раз сильнее. Порой выходишь из дома, ветер 10 километров в час дует в нос и рот, и думаешь: «Ненавижу тебя, Коварный Пит!» (у меня даже есть такой хэштег про Питер).

Многие считают Петербург депрессивным, и частично они правы, потому что из-за погоды и атмосферы там очень просто можно скатиться в состояние амебы, поплыть по течению. Я работаю в собственном темпе и скоро хочу переехать в Москву, где все происходит быстрее, в том числе и творческое становление.

Это после переезда у тебя появились татуировки? 

Да, в 23 со мной что-то случилось, после чего я решила сделать сразу несколько рисунков. Скрипичный ключ появился год назад как символ того, чем я занимаюсь – моя подруга говорит, что это очень банально, и она права (смеется). Девочкой с планетами я хотела показать свое внутреннее состояние, а надпись «сила восприятия» для меня просто как напоминание о том, насколько это важно в жизни. 

Пробовала в Петербурге свои силы на каких-нибудь популярных шоу талантов? 

Да, делаю это для удовольствия и без серьезного подхода. Чем старше становишься, тем проще относишься к случайной славе. Участвуя в подобном первый раз, ты думаешь, что это твой шанс, но потом следует один отказ, второй – и ты понимаешь, что не все завязано на твоем таланте. 

Об учениках: «Музыка – это не бизнес, здесь нужен талант...»


С какого возраста ты начала преподавать? 

Очень рано, в 16 лет. Я поступила на эстрадно-джазовое направление в музыкальной школе, начала быстро развиваться в этом, и моя преподавательница, заметив, что у меня есть тяга что-то объяснять детям, сокурсникам, друзьям, дала мне группу. 

Что первично, на твой взгляд: талант ученика или его работоспособность? Всех ли можно научить музыке?

В музыке все очень тонко – это не бизнес, где можно себя «натаскать» на определенные качества или навыки.

Для музыки – будь это продюсирование, вокал или игра – необходим врожденный потенциал. Даже если ребенка можно научить всей технологии исполнения вокала, он все равно останется на голову ниже тех, кто талантлив от природы. ​​​​​​

Есть музыка, которую ты запрещаешь слушать своим ученикам? 

Всегда, когда ко мне приходит новичок, я вспоминаю фразу нашего преподавателя: «Если вы хотите хорошую фигуру и при этом едите в «Макдональдсе», вам ее не видать». Чтобы хорошо петь, нужно ориентироваться на крутую музыку, интересоваться разными направлениями – всеми, кроме некоторой русской поп-музыки (смеется), которая испортит вкус даже профессору. 

Три фильма о музыке, которые должен посмотреть каждый творческий человек. 

«Одержимость» Дамьена Шазелла – про барабанщика, «Действуй, сестра!» с Вупи Голдберг и «Голос улиц» Ice Cube – про Dr. Dre. 

«Меня может сделать счастливой скидка на пончики...»


Ты очень увлекаешься нумерологией и психологией, как они помогают тебе в работе и жизни? 

Я очень чутко понимаю, что за человек находится передо мной, я чувствую фальшь за километр. Причем, для того, чтобы понять, хороший это человек или плохой, мне достаточно увидеть его в клипе, на странице в социальных сетях, случайно пересечься взглядами – этого вполне достаточно, чтобы понять, «мой» это человек или стоит держаться от него подальше. Не знаю, как это работает, но работает это безотказно. 

В одном из своих недавних постов ты написала, что хочешь, чтобы твоя музыка делала счастливыми других людей. А что лично тебе приносит ощущение счастья? 

Это могут быть самые простые вещи: не знаю, скидка на пончики или интересный друг, с которым я познакомилась. Но в глобальном смысле это, конечно, моя музыка. Когда она вызывает у других людей желание творить, когда ее оценивают, и когда я могу сделать свое самое любимое дело моей работой и хобби.