Обновленный Китай: кто будет управлять Поднебесной в ближайшие годы

13:21 25/10/2017
Си Цзиньпин назвал приоритетным партнерство Пекина и Москвы
ФОТО : kremlin.ru

В Китае накануне завершилось важное событие государственной важности - XIX съезд правящей Коммунистической партии. Одним из значимых его итогов стало то, что Поднебесная вступила в новую эру социализма, а нынешний лидер КНР Си Цзиньпин был фактически поставлен в один ряд с основателем государства Мао Цзедуном. «МИР 24» проанализировал результаты съезда и попробовал ответить на вопрос, кто будет руководить Китаем в ближайшие 20 лет.

Итоги съезда: Си наравне с Мао


Во вторник тайным голосованием делегаты избрали состав ЦК КПК XIX созыва, куда вошли 204 члена и 172 кандидата в члены ЦК КПК, а также 133 члена Центральной комиссии КПК по проверке дисциплины XIX созыва. Си Цзиньпин переизбран на пост генерального секретаря ЦК Коммунистической партии Китая. Его также утвердили на второй срок на должность секретаря Центрального военного совета - высшего военного органа страны. Между тем в постоянном комитете Политбюро, помимо Си Цзиньпина, свое место сохранил только премьер-министр Поднебесной Ли Кэцян. Среди других лиц, вошедших в новый состав Политбюро, - вице-премьер Госсовета Ван Ян, глава парткома Шанхая Хань Чжан, глава канцелярии Ли Чжаньшу, руководитель Организационного отдела Чжао Лэцзи, а также заведующий Центра политических исследований Ван Хунин. Журналисты подчеркивают: все эти чиновники вошли в Политбюро и ЦК в 2012 году и позднее прямо или косвенно связанные с командой Ху Цзиньтао.

После оглашения результатов голосования Си Цзиньпин выступил перед журналистами, очертив перспективы Китая на ближайшие годы.

 

«Мы будем действовать в соответствии с новым видением идей развития, стремиться к устойчивому и стабильному экономическому росту в интересах китайского народа и всего мира», - заявил глава государства. Он добавил, что 70-я годовщина образования Компартии, которая будет отмечаться в 2019 году, ознаменуется стабильностью и экономическим ростом.

По словам политика, одной из первостепенных задач для Пекина станет выполнение плановых показателей на 13-ю пятилетку (2016−2020 гг.).

Еще одним важным решением пленума КПК было утверждение поправок в устав. Отныне в главном партийном документе страны содержатся положения председателя КНР о новой эре социализма с китайской спецификой - наравне с марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна, теорией Дэн Сяопина, а также важными идеями тройного представительства и научной концепцией развития. «Идея Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новую эпоху» была одобрена единогласно. Причем это первый случай после кончины Мао Цзэдуна, когда имя лидера партии упоминается в уставе КПК при его жизни. Таким образом, личность Си Цзиньпина становится официально неприкасаемой и выводится из-под любой критики, которая и без того в Китае почти сведена к нулю.

В уставе политсилы содержатся инициативы Си Цзиньпина по борьбе с коррупцией, созданию экономических коридоров, которые связывают КНР с Европой, Центральной Азией, Россией, странами Средиземноморья и Персидского залива, а также идея об «абсолютном контроле» партии над Вооруженными силами страны.

[object Object],[object Object]

Фото: Xie Huanchi, Zuma\TASS

«Партия должна твердо проводить самоконтроль и строго следить за своей деятельностью во всех отношениях», говорится в документе. На открытии съезда Си Цзиньпин назвал коррупцию самой большой угрозой, которая стоит перед партией. За последние годы в Поднебесной были инициированы дисциплинарные расследования в отношении 440 чиновников регионального и общенационального масштабов, в том числе и членов ЦК.

В документе также закреплена инициатива под названием «Один пояс - один путь» - создание трех экономических коридоров, связующих КНР с Европой, Центральной Азией, Россией, странами Средиземноморья и Персидского залива, а также создание двух морских маршрутов на юг Тихоокеанского региона и в Индийский океан. Данная идея была предложена Си Цзиньпином еще в 2013 году. Тогда она выглядела сугубо прагматично и воспринималась как что-то такое, что при желании можно отменить или, в крайнем случае, отредактировать. Теперь же данная инициатива становится официальной целью внешней политики Пекина.

Кадровые изменения в партии: конец карьеры «китайского Берии»


Журналисты и аналитики обращают внимание на кадровые изменения в политбюро партии. Так, кроме семи членов постоянного комитета, туда вошли один из ведущих советников Си Цзиньпина по экономической тематике - глава канцелярии рабочей группы ЦК по финансам и экономике Лю Хэ, а также секретарь парткома мегаполиса Чунцин Чэнь Миньэр. Последний считается одним из «любимчиков» Си Цзиньпина. В этом партийном органе свои места также заняли заместители председателя КНР в Военном совете ЦК КПК - генералы Сюй Цилян и Чжан Юся. Кресло в Политбюро занял и один из «молодых» политиков, глава парткома крупнейшей в Китае по ВВП провинции Гуандун - Ху Чуньхуа. Он также называется экспертами одним из возможных преемников нынешнего руководителя Поднебесной.

Новым главой партийной спецслужбы - Центральной комиссии по проверке дисциплины (ЦКПД) - избран Чжао Лэцзи. Этот чиновник ранее работал секретарем в провинции Шэньси, на родине нынешнего генерального секретаря. На этом посту он сменил Ван Цишаня, которого западные журналисты прозвали «китайским Берией». 69-летний чиновник считался одним из ближайших сподвижников Си Цзиньпина и проводником антикоррупционной кампании. Тем не менее он превысил негласный возрастной ценз для пребывания на высших должностях (67 лет включительно). Он лишился членства как в Центральном комитете КПК, так и в постоянном комитете Политбюро. Западные СМИ тем временем не исключают, что чиновник сам был заподозрен в коррупционных преступлениях.

[object Object],[object Object]

Фото: Сайт президента России

Си Цзиньпин: путь наверх и борьба с коррупцией


Стоит напомнить, что Си Цзиньпин возглавил Китай весной 2013 года по итогам голосования на первой сессии Всекитайского собрания народных представителей 12-го созыва. Предыдущий руководитель поднебесной Ху Цзиньтао уступил ему свой пост в ЦК КПК 15 ноября 2012 года. В состав Постоянного комитета Политбюро ЦК он впервые вошел в 2007 году, на следующий год был назначен заместителем председателя КНР, в 2010-м - заместителем председателя Военного совета ЦК. Через два года возглавил Военный совет, в том же 2012 году стал лидером Коммунистической партии Китая.

Сразу после вступления в должность генсека он существенно укрепил свои позиции внутри страны. В частности, он возглавил группу апологетов экономических реформ и назначил себя верховным главнокомандующим вооруженными силами Китая, хотя в качестве главы Центрального военного совета уже имел контроль над армией. Но главное - практически сразу Си Цзиньпин развернул грандиозную антикоррупционную кампанию под  лозунгом «бить тигров и мух». Тем самым он дал понять, что перед лицом закона все равны - как партийная элита, так и региональные управленцы. При этом Си умело совместил эту кампанию с чисткой партии от своих конкурентов из так называемой «фракции Цзян Цзэминя». В результате под опалу попали многие видные партийные чиновники. К слову, этим летом по подозрению в коррупции был арестован основой претендент на пост премьер-министра КНР в 2022 году, секретарь города центрального подчинения Чунцина Суня Чжэнцая.

То, что Си Цзиньпин в конце концов станет в один ряд с Мао Цзедуном и Дэн Сяопином, стало известно еще год назад. Тогда Коммунистическая партия в специальном коммюнике назвала его «стержневым лидером». Все члены партии должны «сплотиться вокруг Центрального комитета с товарищем Си Цзиньпином во главе», говорилось в документе.

Термин «стержневой лидер» был введен в обиход Дэн Сяопином, который назвал так Мао Цзэдуна, себя и Цзян Цзэминя. Под ним понимается почти абсолютная власть, которая не подвергается сомнению. Между тем предшественник Си Цзиньпина - Ху Цзиньтао - так и не был наделен этим «титулом».

Согласно традиции, Си Цзиньпин обязан подать в отставку на следующем съезде, который пройдет в 2022 году, после десятилетнего пребывания у власти. Тем не менее в руководящих кругах говорят, что он может попытаться остаться в кресле лидера. По мнению экспертов, он уступит пост председателя КНР, однако при этом сохранит за собой должность главы партии.