Год от года растет число людей, которые рассматривают идею дауншифтинга как реальную жизненную альтернативу для себя. Психологи утверждают, что особенно много людей обсуждают это осенью, когда неудовлетворенность собственной жизнью накладывается на сезонную хандру.
По примеру Поля Гогена и Льва Толстого
Дауншифтинг — это жизненная философия, суть которой состоит в добровольном отказе от навязанных обществом мнений и ценностей, ради жизни в соответствии с собственными приоритетами, ради творческой и духовной реализации.
Такие люди в какой-то момент решают, что не желают более проживать свою жизнь, которая не приносит им удовлетворения и самореализации. Они добровольно отказываются от карьерного роста, денег, власти, а взамен всего этого выбирают более скромную жизнь, высвобождая время и силы для поиска своей индивидуальности. Так, например, французский художник Поль Гоген отказался от карьеры банкира и уехал на Таити, чтобы заняться живописью. А задолго до него римский император Диоклетиан сменил власть и богатство на тихую жизнь на природе, где правитель занялся овощеводством.
В современном мире у вполне успешных людей нередко происходит переоценка карьерных амбиций. Человек начинает осознавать, что работа, которая занимала большую часть его жизни и привела к финансовому и социальному успеху, не соответствует системе его собственных ценностей и не приносит внутреннего удовлетворения. Поэтому нередки случаи, когда менеджеры среднего или высшего звена перестают работать по 16 часов в сутки, бросают офис и уезжают на берег океана, чтобы заниматься духовными практиками, или, скажем, разводить устриц.
Это люди реализовавшиеся, бросившие вызов себе, миру, для достижения свободы, творчества, самореализации. Но бывает и совсем по-другому.
— Оценки дауншифтинга как социокультурного феномена на сегодняшний день неоднозначны, — говорит психолог Римма Айсина. — Одни рассматривают его как дезадаптивное явление, другие подчеркивают положительные стороны дауншифтинга и относят его к одной из разновидностей современных форм личностной самореализации, которая предполагает возвращение к себе, к своим истинным желаниям и ценностям.
Открыться новым возможностям
Дауншифтинг можно рассматривать, как путь развития, при котором человек находит счастье в том, чтобы получать полноценный и разнообразный эмоциональный опыт, раскрыть свою индивидуальность. Из таких людей постепенно формируется новое общество людей чувствующих. Там наполненную впечатлениями и эмоциями жизнь ценят выше власти и достатка. В этом обществе переживаний люди стремится к тому, чтобы достичь чего-то не в социальной иерархии, а в себе самом и для себя. Так появляются люди, которые бросают работу в офисе и отправляются путешествовать, зарабатывая чем придется.
Поэтому самая верная тактика — быстро действовать, ориентируясь на краткосрочную перспективу. При этом не привязывать себя к определенному месту, ценить мобильность и самостоятельно распоряжаться своим временем. То есть будущее принадлежит таким формам труда, как удаленная и проектная работа, самозанятость и фриланс, которые оставляют больше времени для полноценного проживания собственной жизни.
Социально одобряемое детство
Бывает и так, что дауншифтинг — это лишь попытка уйти от вызовов жизни, не напрягаться. Ведь если человек еще не достиг в жизни никаких существенных высот, то совсем другой вес имеют и его размышления о бессмысленности карьерных достижений, об утомительной суете жизни в мегаполисе, о потере себя в бесконечной гонке за приемлемым социальным статусом.
—Тогда дауншифтинг — это попытка остаться ребенком в психологическом плане, — говорит психолог Владимир Вахрамеев.
Если человек не хочет иметь дело с суровой реальностью, он выбирает альтернативную реальность, а по сути утопию. Он едет на Гоа, плетет фенечки, принимает наркотики, ходит такой весь «позитивный» и остается, по сути, ребенком, оберегая собственную наивность. Кто-то потом возвращается, отдышавшись и поняв, что для него важен город, в котором он живет, близкие люди, его взрослые задачи, а кто-то выбирает такое «социально одобряемое детство».
— Имеется большая разница, между истинным и ложным дауншифтингом, — предупреждает психолог Александр Дорошенко.— Истинный дауншифтинг — это явление, когда человек, достигший успеха и реализации, отказывается от привычных шаблонов ради свободы и творчества. Ложный же дауншифтинг — когда человек, ничего из себя не представляющий и гордящийся этим, проповедует отказ от того, чего у него нет.
Риски и разочарования свободы
Психологи предупреждают, что дауншифтинг таит в себе некоторое количество опасностей и разочарований.
Во-первых, это труд! Именно так, ведь вы не просто бросаете все и уезжаете. Построение нового жизненного пространства требует высокой ответственности, серьезных волевых усилий, предприимчивости, самоорганизации и прочих моральных и материальных вложений.
Во-вторых, нужно понимать, чего вы добиваетесь. Ведь внутренние проблемы и конфликты не покидают человека вместе с оставленной надоевшей работой, а тем более — когда бегство происходит от человеческих взаимоотношений. Внутренний конфликт чаще всего выступает на первый план, и решать его все равно придется.
Наконец, дауншифтинг может привести к дезадаптивным последствиям. Ясно, что, прекратив карьеру, вы потеряете все связи и возможности, которые она давала. И если новая жизнь не оправдает ваших надежд, то вернуться к прежней будет очень сложно. Скоротечная эйфория от обретенной свободы вполне может смениться ощущением хаотичности существования, которое ранее было структурировано работой.
Хороший дауншифтинг требует тщательного планирования и подготовки. Среди прочего, должны быть продуманы и пути отступления на случай, если новая жизнь вам не понравится. И точка, после наступления которой вы начнете реализацию запасного сценария.
Помните, что свобода – это ноша, которая по силам не каждому. Неэффективно и небезопасно рассматривать дауншифтинг как план побега от внутреннего кризиса. Дауншифтинг может привести к успеху только в том случае, если он реализует не побег, а поиск альтернативных путей саморазвития.
Татьяна Рублева