«Второе дыхание»: «Исламское государство» возрождается в Афганистане

20:11 14/11/2017
В Сирии отразили атаку боевиков на южную зону деэскалации
ФОТО : Mir24.tv / Сергей Зенин

Минобороны России обеспокоено в связи с ситуацией в Афганистане, где наиболее динамично растет численность формирований запрещенного в РФ террористического «Исламского государства», заявил командующий войсками Центрального военного округа Владимир Зарудницкий. Говорить в этой связи о завершении борьбы с международным терроризмом на территории Ближнего Востока преждевременно, отметил он. 

По его словам, причина – в миграции боевиков ИГ, выдавливаемых из Сирии и Ирака. Реализуемая лидерами группировок стратегия угрожает безопасности Афганистана и сопредельных государств, подчеркнул Зарудницкий.

«Исламское государство 2.0»

В свою очередь, посол РФ в Таджикистане Игорь Лякин-Фролов согласен с тем, что ситуация в Афганистане ухудшается: продолжаются военные действия, талибы достаточно успешно захватывают все новые плацдармы. «Кроме того, активизировались группировки – небольшие, но, тем не менее, они существуют – игиловцев», – добавил он. По некоторым оценкам, там уже находятся до 4 тысяч человек – не только из Сирии, отметил дипломат.

О вероятности такого развития сюжета эксперты предупреждают не первый месяц. Получается, теперь «Исламское государство» «реинкарнирует» уже в Афганистане, и все начнется заново?

Замдиректора Института стран СНГ, военный эксперт Владимир Евсеев поясняет: в настоящее время количество боевиков ИГ в Афганистане действительно нарастает, однако связано это не с перемещением на новую площадку боевиков из Сирии и Ирака, а с наличием собственной «местной» заинтересованной «базы».

«Основную массу новых представителей ИГ составляют талибы, –  заявил эксперт в интервью обозревателю «МИР 24». – Талибы переходят в ИГ, потому что «зарплата» там существенно – примерно втрое – выше. Ранее имели место факты перетока некоторой части боевиков из Сирии в Ливию – но тогда речь шла об организованной транспортировке через сектор Иордании на деньги Катара. Но сейчас можно говорить не о массовом перетоке в Афганистан боевиков откуда-то из Сирии и Ирака, а о переходе некоторой части талибов на сторону ИГ».

Кроме финансовой стороны, есть и чисто имиджевая. Движение «Талибан» в настоящее время расколото на различного рода фракции и не представляет собой монолитной силы, а ИГ имеет опыт создания псевдогосударства, оно более раскручено и монолитно. Поэтому у талибов присутствует желание примкнуть к относительно более успешному проекту, отмечает аналитик.

А вот боевики, воевавшие в Сирии, предпочтут не ввязываться пока в новую аферу, а с комфортом отдохнуть на исторической родине. Многие вернутся в Европу, откуда они родом, или проникнут туда, смешавшись с беженцами, побудут «мирными жителями», а позже, со свежими силами, примутся за старое, полагает эксперт. 

Так или иначе, речь идет о том, что в Афганистан, возможно, пришли новые деньги, которые раньше шли на финансирование ИГ в Сирии и Ираке. Эти средства могут иметь саудовское происхождение, нельзя исключать и участие других аравийских монархий Персидского залива. Но не обязательно новый ИГ спонсируют государства – этим могут заниматься и исламистские фонды, подчеркивает эксперт.

«Я полагаю, что расширение влияния «Исламского государства» обусловлено, в первую очередь, увеличением финансирования этой организации со стороны аравийских монархий», – отметил он.

Но если спонсоры и заказчики остаются прежними, получается, проект имеет все шансы на полноценную реанимацию? Такая возможность есть, считает Евсеев, и, с учетом местных афганских особенностей, ИГ попытается взять под контроль, как минимум, какую-то часть страны. При этом интерес для ИГ в том числе представляют границы с государствами Центральной Азии, наркотрафик и возможность дестабилизации обстановки у соседей, полагает эксперт.

Раньше с талибами можно было договариваться, но сейчас они расколоты. Кроме того, «Исламское государство» ни с кем договариваться не собирается, а хочет прийти и взять то, что, как они считают, им принадлежит. Конечную цель и амбиции ИГ пока предсказать трудно, но, скорее всего, речь идет о некотором восстановлении именно в качестве псевдогосударства, считает эксперт. «На территории Сирии и Ирака ИГ фактически сломлено, но оно стремится воссоздаться в новом месте, получить стабильные источники доходов за счет наркотиков, поставок оружия через границы и тп. Наличие «серых зон» – интересный для них в этой связи момент. Если они возьмут под контроль эти маршруты, смогут проникнуть на другие территории, создать там себе опору среди мирных жителей, вовлекая их в получение доходов от наркоторговли, и заложить там свои ячейки», – отметил аналитик.

Что до позиции США, они, как всегда, будут заинтересованы в сохранении нестабильности – иначе просто станут не нужны. Поэтому, говоря о роли США в намечаемых афганских процессах, Соединеные Штаты, скорее, можно отнести к фактору дестабилизации, подытожил эксперт.

Юлия Кундухова