Праляк и другие: как Гаага изменила судьбы балканских лидеров

22:14 29/11/2017
Праляк и другие: как Гаага изменила судьбы балканских лидеров
ФОТО : РИА Новости / Алексей Филиппов

Судебные процессы над участниками межнациональной розни 1990-х годов на Балканах продолжаются. 29 ноября на заседании Гаагского трибунала бывший хорватский генерал Слободан Праляк пытался покончить с собой. Через несколько часов он скончался. Такой ценой Праляк избежал 20-летнего заключения за преступления во время гражданской войны в бывшей Югославии. Что стало с другими известными участниками межнациональных конфликтов на Балканах, узнал «МИР 24».

Ратко Младич


Британская газета The Guardian называла Ратко Младича самым кровожадным военным деятелем на европейской земле со времен Третьего рейха.

22 ноября 2017 года Международный трибунал по бывшей Югославии в Гааге признал бывшего главнокомандующего армии Республики Сербской виновным в геноциде и приговорил его к пожизненному заключению.

Ратко Младич с первого же дня трибунала отрицал все обвинения в свой адрес и заявлял, что трибунал работает в режиме субъективности и предвзятости. Другая проблема – более объективная, чем действия суда, – была связана с состоянием здоровья сербского генерала. За время ареста он перенес два инсульта и инфаркт, которые могли стать следствием тяжелой душевной травмы – в 1994 году погибла его дочь Анна, есть версия, что ее убили.

За здоровьем Младича долгое время следили российские медики. При этом российская сторона даже добивалась лечения подсудимого на территории РФ. Однако дипломатам было отказано. Теперь Младичу, видимо, суждено провести остаток жизни в тюрьме.

Радован Караджич


Большинство военных и политических деятелей, участвовавших в национальных конфликтах на Балканах, получили внушительные тюремные сроки, сопоставимые с пожизненным заключением. Так, бывшего президента Республики Сербской в возрасте 70 лет суд приговорил к 40 годам лишения свободы.

Незадолго до ареста он забыл свое военное и политическое прошлое, всерьез занявшись альтернативной медициной. Пресса сообщала, что Караджич занимался лечением депрессии при помощи нестандартных методов и писал статьи на медицинские темы.

Ходили также слухи, что бывший политик продолжил заниматься нестандартным врачеванием в тюрьме. По сети гуляла история о том, что после приговора к бывшему лидеру боснийских сербов пришла македонская певица Соня Тарчуловская.

«У меня жутко болели зубы, – якобы говорила она. – Караджич приложил руку к моей челюсти, и боль тут же ушла».

Действительно ли Радован Караджич стал в тюрьме врачевателем, не известно. Однако в момент ареста он был похож скорее на знахаря, чем на организатора резни в Сребренице.

В первом интервью после ареста Караджич заявил, что старается не терять в тюрьме чувства юмора. По его словам, юмор для людей, которые находятся в заключении, является хорошим средством избавления от агрессии и беспокойства. «Поэтому мы постоянно смеемся», – говорил он.

Анте Готовина


Оставной хорватский генерал, осужденный Международным трибуналом по Югославии за преступления против мирного сербского населения, Анте Готовина думал не только избежать приговора, как Слободан Пральяк, но и вообще скамьи подсудимых.Так, в 2005 году Готовина был задержан полицией Испании на Канарских островах. При себе у него нашли два паспорта, один из которых показывал длительный путь его бегства от правосудия – в паспорте стояли отметки о пересечении границ России, Чехии, Аргентины, Чили и Китая. 

Спустя шесть лет Анте Готовина был приговорен к 24 годам заключения. Решение Гаагского трибунала вызвало массовые протесты в Хорватии, где Готовина считался национальным героем. Однако через полтора года отставной генерал, которого обвиняли в убийстве нескольких сотен мирных сербов, был оправдан. Этот приговор, разумеется, вызвал недовольство уже в Сербии. Но к возмущенным сербам прислушивались меньше - хорват-националист оказался на свободе. 

Слободан Милошевич


Процесс в Гааге над бывшим президентом Союзной Республики Югославия освещали все крупнейшие мировые СМИ. Милошевич обвинялся в убийствах, преследовании по национальным и религиозным мотивам, а также в депортации населения, совершенных, как полагал прокурор, в 1999 году в Косове.

В ходе судебных заседаний Слободан Милошевич держался достойно и в феврале 2002 года выступил со знаменитой защитной речью, где по многим пунктам отрицал обвинения в свой адрес. Попыткой уйти от приговора некоторые сочли тогда его просьбу пройти обследование в России. Мол, «диктатор» может сбежать, замечали обвинители. Сам же Слободан Милошевич писал, что отказ в вылете в Россию мотивируется лишь тем, что «в результате тщательных исследований неизбежно откроется, как в ходе суда велась злонамеренная кампания против моего здоровья». То есть, намекал Милошевич, – его травили.

Через три дня после написания этих слов Слободан Милошевич умер, так и не дождавшись ни вылета в Россию, ни приговора. Согласно результатам вскрытия, причиной смерти стал инфаркт миокарда. Уже после похорон, которые прошли без государственных почестей, в СМИ появилась информация, что суд в Гааге не нашел 100-процентных доказательств участия бывшего лидера Югославии в преступлениях на национальной и религиозной почве.

Биляна Плавшич


Профессор биологии Биляна Плавшич была лидером сербского движения в Боснии и Герцеговине. После свержения югославского правительства во главе со Слободаном Милошивичем она добровольно сдалась Международному трибуналу. Профессор Плавшич призналась в преступлениях против человечности во время войны в Боснии 1992-1995 годов и была приговорена к 11 годам лишения свободы. Что, в сравнении с приговорами большинства сербских лидеров, было наказанием довольно мягким.

Августовский путч 26 лет спустя

После приговора Биляна получила возможность выбрать себе тюрьму из списка, предоставленного трибуналом. Женщина остановила выбор на Скандинавии – «шведском санатории», как замечала настроенная против бывших югославских лидеров пресса. В скандинавской тюрьме Плавшич могла пользоваться сауной и массажным салоном, посещать косметический кабинет, тренажерный зал. В тюрьме также были предусмотрены прогулки на лошади. Однако Биляна все равно жаловалась на условия содержания.

Отбывая наказание в тюрьме, профессор написала книгу, где подробно изложила события, которые привели, по ее мнению, к Боснийской войне. В этой книге она призывала лидеров боснийских сербов сдаться в руки трибунала, последовав ее примеру.

27 октября 2009 года «шведский санаторий» для Биланы Плавшич досрочно закончился – она была оправдана и выпущена на свободу.

В интервью бывшая осужденная сообщала, что собирается жить в Белграде, где у нее осталась квартира. При этом у Плавшич имеется гражданство двух стран, чье этническое население находилось по разные стороны национального конфликта: и Сербии, и Боснии и Герцеговины.

Бывший хорватский генерал Пральяк, скончавшийся 29 ноября в зале суда, обвинялся в «преступлениях против человечности» и серьезных нарушениях Женевских конвенций от 1949 года в период вооруженного конфликта 1991-1995 годов на Балканах. Вместе с ним по этому делу проходит еще ряд бывших высокопоставленных чиновников и военных Хорватии. Большинство осужденных участников этнических и религиозных конфликтов на Балканах – сербы. Суммарно они получили более 1000 лет заключения. 

Алексей Синяков