В мае 2016 года в самый разгар допингового скандала в открытой печати появились сообщения о том, что Григорий Родченков, главный информатор WADA по делу о массовом применении допинга российскими олимпийцами, лечился от шизотипического расстройства личности. Вполне вероятно, что это был только повод для отъезда Родченкова в Америку. Однако совсем недавно в российском интернете появилась еще одна подробность из биографии Родченкова. Оказалось, что он известен в определенных кругах как автор эротических рассказов. Чтобы выяснить, имеются ли у информатора WADA психические заболевания и литературный талант, «Мир 24» обратился к доценту Института психоанализа, действительному члену Европейской профессиональной психотерапевтической лиги Владимиру Файнзильбергу и писателю, литературному критику Эдуарду Лукоянову.
Георгий Родченков писал эротические рассказы под псевдонимом Виктор Конте. По странному стечению обстоятельств так же зовут бывшего директора американской лаборатории BALCO, который стоял за самым громким допинг-скандалом в США. Впрочем, никакого секрета из собственных сочинений Родченков-Конте не делал и выкладывал их в сеть, на популярный сайт «Проза.ру». В настоящий момент на сайте можно прочитать три рассказа: «Нефтеперерабатывающий завод», «Пудель и мартини» и «Эстонский сборы». Рассказы выкладывались автором с 2007 по 2011 год.
Мы показали образцы творчества Родченкова психиатру Владимиру Файнзильбергу. Его вердикт был следующим: по этим произведениям невозможно поставить строго определенный диагноз. Однако по ним можно судить об особенностях характера, специфике личности, интеллекта и воспитания. Особенно хорошо по этим текстам заметно знание спортивной тематики. Вот отрывок из рассказа «Эстонские сборы» (здесь и далее пунктуация автора сохранена).
«Танюшка сидела не шелохнувшись, однако локти прижала, чтобы я не мог подобраться к груди. Но это слабая защита, я потихоньку начал ее щекотать, она напряглась, потом стала вертеться – и тут я проскользнул по ребрышкам к ее заветной грудке, такой небольшой, но удивительно упругой и нежной, какая бывает только у спортсменок высокого уровня».
«[Творчество Родченкова] демонстрирует инфантилизм, невысокий уровень образования и проблемы в отношениях с прекрасным полом, – считает психиатр. – Это продукция подростка, которому отказали девушки и который пытается с помощью этих рассказов обратить на себя внимание, занять более высокое место в подростковой иерархии». Вот еще один отрывок из рассказа «Мартини и пудель»:
«Наталья вернулась посвежевшая, повертелась передо мной по кухне, и я почувствовал внутри далекие позывы, предвестники желанья. Она запустила руку мне в волосы и скромно поцеловала в губы, отчего у меня остался вкус зубной пасты. Я облизнулся, рука моя ощутила под халатиком прохладу внутренней стороны ее бедра, и у меня началось какое-то шевеление в узких трусах, которые я надел, опасаясь прыжков пуделя. «Пошли,» – шепнула она глухим голосом».
Владимир Файнзильберг уверен, что в данном случае можно подозревать у Родченкова признаки психоза. «Такое поведение можно назвать психотическим. Это вам подтвердят все специалисты мира, – отмечает психиатр. – Но в таких состояниях важна степень проявления патологии. Здесь она небольшая. Важно, что никаких галлюцинаций и бреда нет. Придумывать ничего не стоит».
Особенности характера, которые психиатр выявил в творчестве Родченкова, отчетливо проявились и в его деятельности за рубежом, считает психиатр: «Дневник, который вел Родченков, был не совсем свойственен ему с точки зрения [личностного] развития, – говорит Файнзильберг, – Он вел дневник для того, чтобы иметь компромат на окружающих. В последний момент Родченков решил выставить его на всеобщее обозрение, чтобы восстановить собственное значение в глазах окружающих. Поэтому корреляция [творчества с деятельностью за границей] абсолютно прямая».
Психиатр считает, что в рассказах Родченкова может быть много реальных прототипов. «Скорее всего, здесь просто усилены какие-то акценты», – полагает эксперт.
«Ее влагалище было весьма просторным и таким горячим и скользким, что я вошел в какой-то автоматизм в такт с качанием и скрипением кровати». Виктор Конте. «Нефтеперерабатывающий завод»
«Родченков употребляет слово «влагалище» там, где можно было по лексике употребить другое известное слово, – отмечает писатель и литературный критик Эдуард Луковянов. – Скорее всего, психолог прав: было некое болезненное чувство у Родченкова. И, возможно, рассказы Родченкова – это его воображаемая биография».
Говоря о качестве текста, Лукоянов находит в них параллели с творчеством московских концептуалистов: «Если бы я не знал, кто автор этого текста, то подумал бы, что это какой-то юный продолжатель Владимира Сорокина, – говорит писатель, – Уже само заглавие «Нефтеперерабатывающий завод» предполагает постмодернистский стеб над клише официальной советской литературы. Однако потом происходит резкое сорокинское скатывание в скатологию и низкую порнографию».
Лукоянов обращает внимание, что рассказы Родченкова – далеко не самое ужасное, что можно прочитать на «Прозе.ру» по тэгу «эротическая литература»; и они имеют право на существование. Критик отмечает, что если бы мы были современниками Маркиза де Сада, Жоржа Батая или Генри Миллера, то вполне могли бы смеяться и над их творчеством.
«– Вот и хорошо, мы должны все кровати опробовать, – с такими словами я стащил с нее трусы и, не выпуская их из рук, разделся быстро сам. И лег рядом, довольно резко запустив ей пальцы между ног. Там все раскисло и горело, поэтому ***** мой влетел туда без промаха и задержки, на всю глубину и с максимальной амплитудой». Виктор Конте. «Нефтеперерабатывающий завод»
«Если вернуться к этому тексту, то ничего криминального в нем нет, – говорит Элуард Лукоянов. – Да, это плохо написанная проза, в которой автор сам себя постоянно одергивает, не позволяя себе употреблять обсценную лексику. Он проговаривает ее внутри, но на письме заменяет нецензурные слова либо отточиями, либо знаками звездочек. Это говорит о том, что он не писатель. Потому что настоящий писатель никогда не постесняется назвать вещи своими именами».
Рассказы Родченкова не просто обычная графомания, отмечает критик. По его словам, Родченков пытается выстроить композицию, что свойственно шизоидным типам личности, но совершенно не свойственно истерикам.
Напомним, в ноябре 2015 года независимой комиссией WADA Григорий Родченков был обвинён в умышленном уничтожении более тысячи проб с целью сокрытия применения допинга российскими спортсменами. Родченков ушел в отставку и уехал за границу, где позже стал информатором WADA. 12 мая 2016 года газета The New York Times опубликовала материал, где Родченков утверждал, что десятки российских спортсменов, в том числе медалисты Олимпиады в Сочи, употребляли допинг, а он помогал подменять образцы допинг-проб. Заявления Родченко о работе в России во многом стали основой для антидопингового расследования в отношении российских спортсменов.
Алексей Синяков