«Хоспис не про смерть, а про жизнь». Как Владимир Вавилов создал дом без боли

19:44 17/12/2017

Основатель Благотворительного фонда помощи детям, больным лейкемией, Владимир Вавилов стал лауреатом Госпремии в этом году. Соответствующий указ подписал президент РФ Владимир Путин. Пятилетняя дочь Вавилова умерла от лейкемии, и теперь он помогает другим: и детям, и взрослым. Он создал благотворительный фонд в Казани. По сути – хоспис. И это стало делом его жизни, передает корреспондент «МИР 24» Ксения Крихели.

С заслуженной наградой лауреата уже поздравил президент Татарстана Рустам Минниханов. Владимир Вавилов живет в скромной двушке на окраине Казани. На большее водитель автобуса не заработал. Но Владимира Вавилова все в городе знают – это он построил первый в Татарстане детский хоспис. Назвал именем своей дочери. 

Все началось 14 лет назад с трагедии. Владимир и Марина Вавиловы потеряли 5-летнюю Анжелу. Она умерла от рака крови. Девочка родилась здоровым ребенком. В три года пошла в сад, стала часто болеть. После очередного анализа крови врачи вынесли страшный вердикт. Два года родители боролись. 

«Каждый человек живет надеждой, надеялись и мы. Просто не успели использовать еще один шанс», – говорит Вавилов. 

Нужную сумму на пересадку костного мозга Вавиловы собрать, действительно, не успели. А те деньги, которые люди пожертвовали, решили отдать таким же больным детям. 

«Мы сами прошли через это. Анжела умирала в реанимации, без нас, тяжело. Больше всего меня, как маму, терзает то, что она умерла не на руках у меня. В хосписе мамы могут погладить своего ребенка живого, поцеловать – я этого была лишена», – делится заместитель председателя правления Фонда им. Анжелы Вавиловой Марина Вавилова.

«Мы ищем успокоения в своей работе, в том, что другому можем помочь. Это дом, дом без боли, который продлевает жизнь», – отмечает Владимир Вавилов.

Здесь, действительно, продлевают жизнь и пытаются бороться с тяжелым недугом и взрослых, и детей, которым врачи порой просто ставят смертный приговор. 

Рак – не приговор

«Вот это наш Гриша – он уже три года здесь. У нас музыка играет, потому что Гриша не может без музыки. Он постоянно слушает музыку», – рассказывает Владимир Вавилов. 

У Гриши диагноз гидроцефалия мозга. Ему 14 лет. Когда-то его можно было спасти, но вовремя не сделали нужную операцию. 

Здесь ничто не напоминает больницу. Ни специфического запаха, ни казенной мебели. Да и форма одежды врачей и медсестер особая. 

«У нас нет белых халатов и не нужны они. Хоспис не про смерть, хоспис – про жизнь. Хотя про смерть мы здесь говорим – не боимся», – отмечает Владимир Вавилов.

Первое из правил, которые установил Вавилов: отношение к пациентам как к своим родным. А еще здесь исполняют желания. Как правило, последние.
 
«Недавно у нас был никах – мусульманская свадьба. Пациентке оставалось жить неделю, но какое у нее было счастье – они перед всевышним мужем и женой стали. Они мечтали об этом», – рассказывает глава фонда.
 
Построить хоспис Владимир Вавилов задумал еще семь лет назад. Сюда уходили все деньги. Сначала заработала выездная служба, потом в старом санатории открыли две палаты на несколько коек. В конце концов, на этом появился первый корпус. Два года назад открыли второй. 
 
Сейчас здесь 35 человек. Еще к 45-ти тяжелым пациентам выезжает бригада врачей. Фельдшер выездной службы Казанского хосписа Людмила Краснова в паллиативной помощи работает 20 лет. В хосписе со дня его основания 

«Они должны абсолютно чувствовать себя достойными людьми. Мы должны помочь им в этом. Для этого крайне важно понять его боли, проблемы, то, что он даже близким родственникам сказать стесняется», – делится Людмила Краснова. 

И вот очередной вызов – к мужчине, у которого перед операцией случился инфаркт. Из комы он не вышел, а вот из больницы его быстро выписали. 
  
«Людей с таким заболеванием уже не должны выписывать в принципе домой, он без сознания пятый месяц, у него вегетативное состояние», – рассказывает Александра Федорина. 

За эти годы хоспис оказал помощь тысячам людей: онкология, тяжелые генетические заболевания и та стадия болезней, с которыми уже не выбраться.
 
«Мы на острие ножа – вот здесь жизнь, а здесь смерть. Мы работаем на этом переломе. Мы как проводники из одного мира в другой», – поясняет Владимир Вавилов. 

В прощальной комнате мало что напоминает морг. «Когда ребеночек уходит, мы его сюда кладем, закрываем крышкой, включаем оборудование, то есть как холодильная витрина получается. Мамочка или родственники сидят постоянно здесь и находятся с ними… Она видит последние часы своего дитятки, пускай он уже умер, но он вместе с ней», – говорит Вавилов.

Об ушедших детях здесь говорят «наши звездочки». И берегут память о каждом. «Все дети прошли через наши сердца, через наши души.. Мы их помним, любим, они с нами», – отмечает Владимир Вавилов. 

У хосписа много друзей. Например, на днях поздравить детей приехали студенты Казанского университета. Они устроили для них настоящий предновогодний концерт.
 
Напомним, также указом президента России Владимира Путина лауреатом государственной премии за достижения в области правозащитной деятельности стала председатель Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева, которая занимается защитой человеческого достоинства уже полвека.

Подписывайтесь и читайте нас в Telegram.