Враг №1: как Россия и США сотрудничали в борьбе с террором

11:02 18/12/2017

Президент России Владимир Путин попросил американского лидера Дональда Трампа передать слова благодарности директору ЦРУ Майку Помпео. Ранее американские спецслужбы помогли российским коллегам предотвратить готовившийся в Санкт-Петербурге 16 декабря теракт.

Подробностей всей операции не раскрывается. Известно лишь, что ЦРУ передало в Москву некую информацию, на основе которой спецслужбы и задержали подозреваемых в теракте за несколько дней до предполагаемого теракта в Казанском соборе.

Российский лидер высоко оценил действия американцев и в телефонном разговоре с Трампом пообещал незамедлительно оповещать коллег в случае получения информации о действиях террористов на территории США.

Несмотря на то, что между Вашингтоном и Москвой существует двустороннее соглашение о сотрудничестве в разных формах, случившееся стало самым позитивным примером взаимоотношений спецслужб за долгие годы.

История плотного сотрудничества в деле борьбы с терроризмом началась в 2001 году, после событий 11 сентября. Именно когда мир столкнулся с самым кровавым терактом за всю историю, каждый лидер осознал необходимость создания большой мировой антитеррористической коалиции. 

Тогда Россия и Америка относились к борьбе с терроризмом скорее как к войне, где в первую очередь необходимо ликвидировать главарей организаций у них на родине. Так, осенью 2001 года Москва и Вашингтон совместно разгромили одно из террористических движений в Афганистане. Но РФ в этот момент испытывала проблемы с террористами не только на Ближнем Востоке, но и в собственной стране. США же не особо хотели помогать в борьбе с северокавказскими группировками.

«Исламское государство 2.0»

Поворотным моментом начала охлаждения стал теракт в Беслане в 2004 году. Тогда несколько высокопоставленных российских чиновников намекнули, что Вашингтон не просто не помогает Москве в заблаговременной ликвидации боевиков, но и может спонсировать их. Россия стала сама заниматься своими внутренними проблемами, и с 2010 года устойчиво снижает количество терактов в стране.

Дальнейшие эпизоды обострения по международным вопросам, вроде американской интервенции в Ливию, лишь еще больше разобщили россиян и американцев. По мнению Кремля, американцы действовали на Ближнем Востоке уже не в интересах общего благополучия и мира, а лишь для установления своего геополитического господства. Такой конфликт отразился и на сотрудничестве спецслужб.

Впрочем, Россия все равно пошла навстречу США и выдала, например, информацию о братьях Царнаевых, которые в результате устроили теракт во время Бостонского марафона в 2012 году. ФСБ несколько раз обращалась в ФБР и ЦРУ с информацией о деятельности радикальных исламистов. Но недоверия Вашингтона к Москве в тот момент все же сыграло решающую роль. На один из последних запросов американские спецслужбы ответили, что «сами разберутся со своими гражданами». Впрочем, по версии Штатов, РФ не пошла на полноценное сотрудничество, отказавшись предоставить часть имеющихся данных. Россия эти обвинения отвергает.

В 2014 году после событий на Украине США и вовсе решили приостановить большинство связей с РФ по противодействию терроризму. Такой шаг, безусловно, в первую очередь подрывал безопасность двух стран, поэтому сотрудничество постарались быстро восстановить, причем как на уровне военных – в основном в Сирии – так и на уровне спецслужб.

Администрация Трампа дала взаимодействию новый виток. Провалившееся в начале десятых сотрудничество по борьбе с терроризмом оттолкнулось ото дна и уже принесло первые плоды: десятки, если не сотни, жизней спасены в Санкт-Петербурге благодаря ЦРУ. Остается надеяться, что этот позитивный пример, поданный спецслужбами, станет основой для дальнейшего развития отношений двух стран в области противодействия террору.