Торговое соглашение с Китаем планируют заключить страны ЕАЭС в 2018 году. Одна из главных особенностей – возможность получать информацию о субсидировании товаров со стороны Китая, чего ранее не могла добиться ни одна торговая организация, об этом рассказала министр по торговле Евразийской экономической комиссии Вероника Никишина на заседании в Совете Федерации, передает корреспондент «МИР 24».
«От имени союза мы можем предложит Китаю сотрудничеств в двух областях, одна из которых – бизнес. Первое что мы пытались сделать до того, как запустить переговоры с Китаем – это организовать дискуссию с представителями бизнеса ЕАЭС, чтобы сформулировать наши основные проблемы. Поскольку договариваться о свободной торговле с Китаем мы считаем преждевременным, то мы упрощаем реализацию. Сейчас проходит чистка соглашения, оно будет переведено на семь языков, поэтому нам нужно время. Скорее всего, в ряде стран понадобится ратификация. Мы знаем, что некоторые беспокоятся о субсидировании Китаем своих товаров. Если соглашение будет подписано, то мы станем первыми, кто сможет требовать информацию о субсидиях. Сейчас мы просим выделить мероприятие, на котором можно было бы главам всех стран подписать договоренности», – сказала она.
По словам Никишиной, торговое соглашение с Китаем – это результат смены торговой политики ЕАЭС. Если раньше страны занимали консервативную позицию, то сейчас взят курс на демократизацию. Теперь страны могут убирать барьеры в виде таможенных пошлин и снижать тарифы в одностороннем порядка, пояснила министр.
«Мы обращаем внимание других отраслевых министров на то, что Россия должна выступить локомотивом в промышленных проектах, потому что отсутствие подобных с позиции привлечения инвестиций беспокоит других стран-участниц ЕАЭС. Им кажется, что Россия самостоятельно договаривается о каких-то отношениях с Китаем», – добавила Никишина.
Однако идею сопряжения Китая и ЕАЭС тормозят некоторые члены Шанхайской организации сотрудничества, рассказал заместитель министра иностранных дел РФ Игорь Моргулов.
«Китайская экономика крупнейшая на евразийском пространстве. Мы знаем опыт Тихоокеанского партнерства, которое было очень закрытым и страны самостоятельно решали все между собой. ЕАЭС руководствуется другим подходом – мы стремимся быть гибкими. Однако не все так оптимистично, не все государства ШОС входят в ЕАЭС, поэтому они не поддерживают сопряжения. Например, очень сдержанно ведет себя Индия», – сказал он.
Так же не все страны ЕАЭС изначально поддерживали идею сопряжения с Китаем. Например, отрицательную позицию занимала Беларусь. Но после детальной оценки рынка ЕАЭС было принято решение организовать работу таким образом, чтобы торговля была выгодна для всех стран.
«Совместная работа по оценке реальных рисков в случае открытия рынка для каких-то продуктов стала ключевой. Мы поняли, какие отрасли надо выводить на экспорт и уже стимулировать общую торговую политику. То есть соглашение с Китаем будет тем или иным образом выгодно для всех стран ЕАЭС», – добавила Никишина.
Заключить соглашение нужно как можно скорее, считает заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул.
«В этом году мы вышли на соглашение, которое откроет российскую и китайскую территории для перевозок. Может так получится, что это произойдет раньше, чем с ШОС. Но нам надо торопиться, потому что Китай кинул клич всему миру и ведет переговоры не только с Россией. Сейчас у них нет перед нами каких-то обязательств», – отметил замминистра.
Россия пока не до конца уверена, что именно будет поставлять на китайский рынок. На данный момент среди основных товаров зерно и мясо. А вот что касается энергетики, то китайская сторона очень сложно подходит к многосторонним переговорам, пожаловался замминистра энергетики РФ Анатолий Яновский.
«Самая большая задача в энергетики сейчас – это перейти от односторонних переговоров к многосторонним. Например, сейчас у нас ведутся переговоры с Китаем по обеспечению энергетикой Монголии. Мы топчемся на месте, потому что китайцы согласны, но они не понимают, зачем им нужна Россия, если они могут договориться с Монголией сами», – сказал он.
Екатерина Дегтерева
Подробнее в сюжете: Зона свободной торговли