Монументальное дело

18:46 19/12/2017
К 100-летию создания ВЧК: 6 самых «политических» памятников Москвы
ФОТО : ТАСС / Геодакян Артем

К 100-летию создания Всероссийской чрезвычайной комиссии корреспондент «МИР 24» собрал истории преследования и казней шести памятников Москвы.

Судьба бронзового рыцаря


«В связи с 10-летием смерти тов. Феликса Эдмундовича Дзержинского, одного из ближайших соратников Ленина и Сталина, организатора ВЧК ОГПУ и первых крупных побед партии в промышленности и на транспорте, ЦИК постановляет: установить на площади им. Дзержинского в Москве памятник Дзержинскому Ф. Э.», – так значилось в постановлении ЦИК от 9 июля 1936 года. С этого момента началась эпопея бронзового Дзержинского, чья судьба отчасти продолжила судьбу живого ФЭДа.

В первом конкурсе на проекты памятника лидировали две женщины – Сарра Лебедева и Вера Мухина. Лебедевой Железный Феликс позировал при жизни. Считалось, что именно ей удалось лучше всех ухватить мужественное безумие первого чекиста страны. Ее Дзержинский был высок, строен и беспомощно безоружен. Его фигуру обтекали суровые складки шинели, правую руку он держал в кармане, а голова была чуть опущена. Выглядел он задумчиво и строго. ФЭД Веры Мухиной был одет в гимнастерку и выглядел повеселее. Кроме того опирался на вполне обнадеживающий меч.

Комиссия склонялась к задумчивому Дзержинскому, но тут началась война, и про памятник забыли. Вспомнили только к середине 50-х. В 1955 году коллегия Минкульта СССР безо всякого конкурса одобрила проект скульптора Вучетича и архитектора Захарова. Вучетич почти полностью повторил замысел Сарры Лебедевой – те же кавалерийская шинель, наклон головы и героическая скорбь во взгляде. Определилось и место памятника – старая Лубянская площадь. Незадолго до того ее украшала скульптурная группа знаменитого Ивана Витали, оранжирующая водо-разборный фонтан первого московского водопровода. Потом группу перевезли к зданию Президиума Академии наук, а круглый парапет приспособили под памятник.

Чтобы определить размер постамента, пришлось делать фанерный макет статуи и на месте решать, на какой высоте его устанавливать. Оптимальная высота составила целых 5,7 метра. Высота же скульптуры – 5,75 метра. Постамент составили из идеально подогнанных бронзовых цилиндров, а скульптуру собрали из литых пластин, свинченных болтами. В результате получился монументальный шедевр.

Фото: Владимир Федоренко, РИА Новости

Вплоть до 1991 года бронзовый ФЭД отлично «держал» всю площадь. Так как памятник стоял на проезжей части и никаких пешеходных переходов к нему не вело, москвичи быстро прозвали его «Робинзоном Крузо».

Слава бронзового рыцаря продержалась ровно до августовского путча 1991 года. 20 августа шею Дзержинского захлестнула веревочная петля, а к памятнику подогнали грузовик. Московские власти успели вмешаться и, аккуратно подцепив памятник краном, вывезли к новому зданию Третьяковки на Крымском валу. Долгое время творение Вучетича лежало просто на земле. В конце концов, оставшийся на площади бронзовый пьедестал демонтировали и тоже перевезли в новооткрытый парк Музеон. Там, среди искусственных полевых ландшафтов статуя и пьедестал воссоединились. Однако судьба рыцаря революции до сих пор волнует многих. Говорят, что в Музеон дважды обращались некие любители искусства из США и предлагали за солидные деньги выкупить Дзержинского. Оба раза им было решительно отказано.

Памятник Иосифу Сталину на ВДНХ (ВСХВ)


Этот памятник увидеть уже нельзя. Но призрак бетонного истукана веет над площадью перед павильоном Космос до сих пор.

Огромный монумент высотой 25 метров был возведен всего за два года. Образ Сталина создавали два человека – архитектор И.Таранов и скульптор С. Меркуров. Строили статую из железобетона, а для сокращения сроков применили новую технологию – статуя была полой внутри. Гром грянул перед самым открытием, когда у почти готовой статуи остался не заделанным только небольшой родничок на макушке. В этот момент в органы донесли, что авторы подложили во внутреннюю полость Сталина бомбу. На стройку немедленно выехала комиссия НКВД. Глубокой ночью Сергей Меркуров в сопровождении нквдешника со свечами в руках пролезли в узкое отверстие в макушке вождя и на веревках спустились вниз. Сотрудник органов удостоверился, что никакой бомбы внутри статуи нет. Перед спуском перепуганный Меркуров попросил комиссию об одолжении – поместить в полость вождя гипсовую модель памятника. Ему разрешили и Меркурьев оставил маленького Сталина внутри большого.

Фото: Анатолий Гаранин, РИА Новости

В день открытия 1 августа 1939 года публика была сражена колоссальным величием вождя. 15-метровая статуя стояла на 10-метровом постаменте. Расположили композицию перед павильоном «Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР» (теперь павильон Космос).

Оба автора памятника были удостоены Сталинской премии. Впрочем, слава длилась недолго. Рассчитанный на 5-6 лет, железобетон простоял все 10. За эти годы страна успела пережить войну, победу и послевоенное восстановление. Рядом со Сталиным упало несколько фугасок, отчего бетон сильно пострадал. К концу сороковых памятник стал разрушаться. В это же время Сталин решил реконструировать ВСХВ. В статуе усмотрели односторонность и схематичность. Меркурова обвинили в недостатке глубины, и в 1951 году недостаточно глубокий Сталин был демонтирован. Теперь на его месте стоит фонтан «Каменный цветок».

Два памятника Николаю Гоголю


Идея установить в Москве памятник Гоголю пришла в голову членам Общества любителей русской словесности в дни открытия памятника Пушкину в 1880 году. В том же году начали сбор средств, а вскоре объявили конкурс на проекты памятника. Конкурс длился 10 лет, члены комитета отклонили около 50 проектов. Только в 1906 году комиссию поразил проект 35-летнего скульптора Николая Андреева, где Гоголь был изображен в конце пути, раздавленным противоречиями и душевными муками.

Открытие памятника состоялось 26 апреля 1909 года в дни Гоголевского юбилея. Памятник поставили в начале Пречистенского бульвара, на Арбатской площади. Если на Страстной площади стоял задумчивый Пушкин, то на Арбатской сидел задумчивый Гоголь. С обоих концов одного бульвара два великих человека думали печальные думы о России.

Открытие памятника породило мощный общественный резонанс. Публика, ожидавшая парада и пафоса, была сбита с толку. Художественная общественность дружно сходилась на том, что это шедевр. Однако общественность попроще считала, что Гоголь вышел захудалый. Дискуссия свелась к одному вопросу – почему страдает Гоголь? Либералы полагали, что от немилосердного гнета царизма. Им памятник нравился. Консерваторы усматривали в Гоголе политический вызов. Им памятник не нравился.

Фото: Агентство городских новостей «Москва»

После революции политическая трактовка Гоголя как жертвы царизма спасла памятнику жизнь. Спохватились только в середине 30-х. В Андреевском Гоголе усмотрели ненужный рабочему классу пессимизм и в 1936 году памятник решили заменить.

В 1951 году Гоголя-пессимиста перевезли с бульвара в Донской монастырь, а позже, когда на Никитском бульваре создали дом-музей Гоголя, великий писатель переехал к себе домой, в маленький сквер, где оказался надежно спрятан за густыми липами.

Между тем уже в 1952 году пустующее место на бульваре занял новый Гоголь в исполнении скульптора Н. Томского. В новой трактовке великий писатель стал веселым, полным сил и абсолютно довольным собой. Пьедестал монумента украсила комичная надпись: «Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза». Так как ответить правительству Гоголь не мог, то по умолчанию считалось, что старик благодарен за хлопоты.

На волне оттепели пошли разговоры о том, что Андреевского Гоголя надо вытащить из кустов и вернуть на бульвар. В 1993 году идею переноса памятника поддержали Моссовет, лично Юрий Лужков и Российский фонд культуры. Документ о переносе готов был подписать Верховный Совет РФ, но в октябре 1993 года Совет разогнали выстрелами из танков. Так старый Гоголь остался у себя дома, в тихом скверике на Никитском бульваре.

Рабочий и колхозница


В середине 30-х годов прошлого века в Москве началась подготовка ко Всемирной выставке, которая должна была состояться в Париже в 37-м году. Главной интригой Выставки было идейное противостояние СССР и фашистской Германии. Подготовкой руководил архитектор Борис Иофан, автор проекта грандиозного Дворца Советов. Уменьшенную копию Дворца было предложено использовать в качестве павильона СССР. Но копия не передавала то, что нужно было передать Западу – прорывную мощь страны Советов. В 37-м году все отлично понимали, чем может обернуться недостаток прорывной мощи.

Иофан предложил украсить вершину Дворца скульптурной группой, воплощающей классовое единство рабочих и колхозников. Композицию Иофан подсмотрел у греков. Если приглядеться, Ника Самофракийская стоит в той же позе, что и наша колхозница.

В конкурсе приняла участие молодая скульптор Вера Мухина. Ее «Рабочий и колхозница» сразили всех. Две обнаженные юные фигуры вздымали к небу символ труда – серп и молот. Вся композиция излучала физически ощутимую энергию. Шарф, развевающийся за спинами рабочего и колхозницы, придавал фигурам неповторимый динамизм. Работу приняли единогласно. Поступило только одно замечание – фигуры велели одеть. Вести в Париж голых передовиков производства сочли политически неверным.

Мухина потребовала, чтобы скульптуры были сделаны не из тусклой бронзы, а из сияющей стали. Два месяца в неотапливаемых помещениях опытного завода Института машиностроения рабочие героически сваривали 60-тонный каркас статуи и крепили к нему стальные листы. Однако в день сдачи статуи грянул скандал. В складках юбки колхозницы углядели портрет Троцкого. Молотов и Ворошилов лично осмотрели юбку, но Троцкого не нашли.

Статую распилили и в нескольких вагонах отправили в Париж, где заново собрали и установили на постаменте Иофана. Высота композиции составила около 60 м. Ее расположили точно против солнца, в результате сталь засияла так, что один из французских художников признался Мухиной: «Ваша скульптура ударила нас, как обухом по голове!». Победа советского павильона была полной. Двуглавый орел, украшавший павильон Германии, рядом с «Рабочим и колхозницей» выглядел жалким таракашкой.

Фото: Агентство городских новостей «Москва»

Дальнейшая судьба скульптуры сложилась печально. Когда «Рабочего и колхозницу» собирали для установки на новом месте – у входа на ВДНХ, – не учли ни высоту постамента, ни солнечные эффекты. В итоге впечатление от композиции стало куда слабее. Только в 2009 году после реконструкции статуе возвратили ее высокий 34-метровый постамент.

Однако жаловаться Мухиной было грех. «Рабочий и колхозница» стали визитной карточкой Советского Союза, лучшим и уникальным образцом всей советской эстетики.

К Юрию Долгорукому от Скобелева мимо Свободы


Тверская, бывшая Советская, площадь на протяжении всего 20-го века была обречена иметь серьезные политические проблемы. С одной стороны Моссовет, с другой партархив – памятник напрашивался сам собой. Но какой? 24 июня 1912 года здесь был торжественно открыт монумент генералу М.Д.Скобелеву работы скульптора П.А Самсонова. Однако когда в 1918 году большевики издали декрет «О снятии памятников царям и их слугам», Скобелев попал в разряд слуг и был снесен.

Вскоре генерала заменили памятником Советской Конституции в виде трехгранного столба. Монумент был наспех сложен из кирпича и оштукатурен под гранит. В 1919 году подножье обелиска украсили статуей Свободы работы Николая Андреева. Свободе тоже не повезло с материалами. По бедности ее пришлось отливать из дешевого бетона. Уже к концу 30-х годов сооружение стало разрушаться.

К вопросу о памятнике вернулись только в 1946 году. Проблема, кого ставить, решилась сама собой. Правительство собиралось отмечать 800-летие Москвы, и фигура Юрия Долгорукова возникала сама собой. Празднование 800-летия курировал лично Сталин. Победителем конкурса на лучшего Долгорукова стал фарфорист Сергей Орлов, недавно удостоенный Государственной премии. Имя победителя Сталин назвал с подачи американского посла Аверелла Гарримана, которому очень понравилась фарфоровая композиция Орлова «Сказка».

Сталин, правда, не учел того, что Орлов никогда не занимался монументальной скульптурой. Работа над статуей Долгорукова длилась до 1954 года. Оказалось, что Орлов не только мастер малых форм, но и обладатель дурного характера. Конфликты возникали на каждом шагу. Орлов стремился предельно детализировать скульптуру. Соавторы-монументалисты хватались за головы, но Орлов был непреклонен. В результате фигура, от которой требовались общие исторические аллюзии, вышла такой подробной, что по ней можно изучать военное снаряжение русских воинов.

Московские легенды гласят, что в день открытия статуи, 6 июня 1954 года, зрители были так потрясены проработкой деталей в облике мифического персонажа, что кто-то из толпы крикнул: «Ну, до чего похож!». В ответ раздалось критическое: «Нет, не похож!»

Фото: Агентство городских новостей «Москва»

Склонность к избыточной детализации вышли Орлову боком. По замыслу, Долгорукий должен был сидеть на кобыле, но Сталин осудил половую принадлежность ездового средства князя и потребовал, чтобы князь сидел на жеребце. Орлову пришлось подробно прописать гениталии коня. Если Сталин гениталиями был вполне доволен, то Хрущева они крайне раздражали. Однажды, проезжая мимо Долгорукова, он потребовал срочно убрать все это безобразие. В ту же ночь конь Долгорукова снова превратился в лошадь.

Сразу после открытия памятника Моссовет был засыпан письмами от возмущенных граждан. Властям указывали на то, что памятник князю грубо нарушает заветы ленинской монументальной пропаганды. Долгорукий, в котором Сталин видел проявление мощи страны-победительницы, превратился чуть ли не в диссидента. В 1962 году вышло постановление ЦК КПСС «О воссоздании к 7 ноября 1964 года монумента Свободы на Советской площади». Однако в октябре 64-го Хрущов лишился всех постов и про диссидента-князя забыли.

Дорогу утятам!


Началось все с того, что в 1941 году американский писатель Роберт Маклосски написал повесть «Дайте дорогу утятам!» – трогательную историю утиного семейства, облюбовавшего для гнезда городской парк Бостона. У мамы-утки, миссис Маллард, появилось восемь птенцов. Когда миссис Маллард отправилась с утятами к пруду, оказалось, что между гнездом и прудом построили скоростное шоссе. На помощь утке пришел полицейский Майкл. Он остановил движение и заставил машины уступить дорогу утятам.

Повесть так полюбили маленькие американцы, что с 1978 года в Бостоне учредили праздник – Парад Утят, а скульптор Ненси Шен, отлила из бронзы скульптурную группу «Дорогу утятам!», которую установили в парке.

Политическая история утиного семейства из Бостона началась в мае 1990 года, когда глава СССР Михаил Горбачев с женой посетили США. Это была одна из самых продуктивных встреч лидеров двух стран. Гуляя по Бостонскому парку, Раиса Горбачева обратила внимание на бронзовых уточек, чья история ее искренне тронула. В контексте мирных переговоров утята казались символом мира и добра.

К лету 1991 года Советский Союз почти полностью отказался от самостоятельной внешней политики. Именно в этот момент президент США Джордж Буш-старший с женой посетили СССР. Барбара Буш привезла в подарок Горбачевой авторскую копию скульптурной группы «Дорогу утятам!». Впрочем, в новой международной ситуации мама-утка откровенно олицетворяла лидирующую роль США.

Фото : Владимир Федоренко, РИА Новости

Тем же летом скульптуру установили на берегу пруда Новодевичьего монастыря. В первую же ночь кто-то украл одного утенка, потом второго, третьего. В это время Москву сотряс августовский путч и считать утят было некогда. Спохватились только в конце 90-х, когда от композиции не осталось почти ничего.

Добрая госпожа Шен однако восстановила всю композицию и подарила утят Москве. 18 сентября 2000 года состоялось повторное открытие памятника. Арматура, которой укреплены фигуры, и будка охранника свидетельствуют о том, что за минувшее десятилетие Россия научилась блюсти собственные интересы.

Ольга Андреева