Мэтр российского и советского кинематографа Карен Шахназаров презентовал съемочной группе телеканала «МИР» новое пространство для приема гостей, а также рассказал о личной жизни, новых проектах и о том, почему не сыграл в своих фильмах ни одной роли. В гостях у кинорежиссера, продюсера и генерального директора концерна «Мосфильм» побывал ведущий программы «Достучаться до звезды» Илья Легостаев.
- Правда ли, что на съемках «Анны Карениной» вы использовали настоящие свечи?
- Да, под них даже были изготовлены подсвечники. Наши предки жили в свете свечей, поэтому я подумал, что будет важно эту особенность сохранить. Свет свечей совсем другой, он поэтический и романтический.
- Последние 20 лет вы следите за кинопроцессом не только как режиссер, но и как глава «Мосфильма». Эта непростая работа как-то изменила вас?
- Да, наверняка. Я поставил перед собой задачу реконструировать студию, причем без участия бюджетных средств. Их «Мосфильм» совсем не получает. С точки зрения технологий, она не уступает никаким другим студиям.
- Мне кажется, что из вашего кабинета открывается вид на реальное состояние дел в российском кинематографе. Что происходит на самом деле? Все хорошо или не очень?
- Есть моменты, которыми можно гордиться. Нужно понимать, какой была отправная точка. Советский кинематограф был до основания разрушен. Киноиндустрия построена. Технологически она лучше, чем советская. Другое дело, что построить киноиндустрию еще не значит построить кинематограф. У нас очень мало фильмов снимается. 70-80 картин в год для кнопроката – это очень мало.
- В любом случае о кино стали говорить. Оно производит на людей некоторое впечатление. Еще год назад было сложно предположить, что вокруг фильма может происходить то, что сейчас происходит вокруг «Матильды» Учителя.
- А может это рекламная кампания такая? Ничего крупнее в мировой истории не происходило (смеется). Надо понимать, что картина вышла в момент слома в 1991 году. Советский союз еще существовал, тема была закрытая. Во время показов в России тоже доходило до криков, но такой реакции, как сейчас, все-таки не было.
- Скептики очень часто говорят, что когда мы пытаемся играть в большие фильмы со спецэффектами и сложнопостановочными сценами, то мы проигрываем Голливуду, потому что там все это было придумано гораздо раньше и сделано в разы круче. Есть повод для таких разговоров?
- Федор Бондарчук достаточно качественно делает такие картины. Да, эти эффекты придумали в Голливуде, но ведь и само кино придумали не в России. Русский и советский кинематограф был довольно амбициозным.
- «Курьер» был самым кассовым вашим фильмом?
- Да, он у меня самый коммерчески успешный, да еще и фестивальный. На фестивалях у него были довольно серьезные успехи. Почти 50 миллионов зрителей.
- Вы много обращались к музыке. Можно ли сказать, что использование музыкальных фрагментов – важная деталь вашего кино?
- С музыкальным кино что-то произошло, этот жанр как будто бы умер. Возможно, с самим кино что-то произошло, зритель не воспринимает условность этого жанра. С другой стороны, нет такой музыки, на основе которой можно делать кино. Современная музыка никакая.
- Стоит ли кино жертв? Можно ли ради него поступиться семьей или браком?
- Мужчине стоит быть увлеченным делом, и если ты ничем не жертвуешь, то ты и ничего не получишь. Жизнь так устроена, она всегда предъявит тебе счет. Ты ей должен сначала дать что-то, чтобы получить что-то взамен. Действительно, моя личная жизнь несовершенна с точки зрения правильного понимания. Но зато у меня есть трое детей.
- В отличие от своих коллег-режиссеров, вы не сыграли ни одной роли в своих фильмах.
- Не всем режиссерам нужно играть. Есть режиссеры вроде Никиты Сергеевича Михалкова, которые еще и профессиональные актеры. Был Эльдар Рязанов, который определял свою актерскую игру как подпись к собственным фильмам. А я кинокамеры боюсь.
- У нас есть вопросы, которые присылают телезрители. Тамара из Калиниграда спрашивает, можно ли попасть в кино по блату?
- Конечно, по блату можно попасть везде. Но это ничего не дает, если у тебя нет никаких способностей, желаний, стремлений.
- Москвички Алена и Марина спрашивают, почему отношения между режиссером и актрисой выходят за служебные рамки?
- Если режиссер и актриса нормальной ориентации, то почему они не должны выходить за рамки? (смеется). Хотя в моей практике ничего подобного не было. Если кто-то думает, что актрис утверждают на роль, потому что она вступила в какие-то особые отношения с режиссером, то это не так. Актрису утверждают, потому что они соответствует определенной роли. Но связи случаются, да. Бывает, это заканчивается счастливым браком, бывает – не заканчивается. Так устроена жизнь. А что, в других сферах этого не происходит? На заводах, на буровых, в шахтах? (смеется). Мне кажется, это нормально.
- У нас есть рубрика «Опровержение». Вы можете опровергнуть самый нелепый слух о себе?
- Был такой случай, когда я попал третий раз в аварию. Я тогда был не за рулем. Одна газета, где главный редактор – мой близкий друг, опубликовала материал о том, что я трагически погиб.
- Любимый журналистский вопрос о творческих планах. Над чем вы работаете в данный момент?
- Я делаю картину, основанную на реальных событиях. Она посвящена уничтожению одного из самых страшных террористов в нашей истории – Басаева. Герой, конечно, носит другую фамилию, но фильм построен на основе этих событий.
Смотрите выпуски передачи «Достучаться до звезды» в 9:30 каждое воскресенье.
Подробнее в сюжете: Новости кино