Фирменные розыгрыши великого Олега Табакова

10:23 13/03/2018
Актер, с которым мы повзрослели: Фирменные розыгрыши великого Олега Табакова
ФОТО : ТАСС / Прокофьев Вячеслав

12 марта в Москве не стало народного артиста СССР Олега Табакова. Для отечественной культуры его фигура была без преувеличения знаковой: за 60-летнюю карьеру Олег Павлович сыграл более полусотни ролей в театре и кино, снялся в 120 художественных фильмах, три десятилетия посвятил руководству собственной театр-студией «Табакерка» и 18 лет возглавлял МХТ имени А. П. Чехова. 

В память об Олеге Табакове 15 марта в 19:20 телеканал «МИР» покажет специальный выпуск программы «Наше кино. История большой любви», посвященный жизни и творчеству великого артиста.

На ролях Олега Табакова выросло не одно поколение отечественных зрителей. Для советских детей его голос звучал в любимых  мультфильмах «Трое из Простоквашино», «По следам бременских музыкантов», «Бобик в гостях у Барбоса», школьники следили за приключениями его героев в лентах «Д'Артаньян и три мушкетера», «Несколько лет из жизни Ильи Ильича Обломова», учились любви на примере его Николая Ростова в «Войне и мире». Для взрослых одинаково полюбились его драматические главные роли, как это было в фильме  «Семнадцать мгновений весны», и ироничные эпизодические, как это было в «Ширли-мырли».

И друзьям, и поклонникам Олег Павлович запомнился как человек бесконечной личной харизмы и тонкого чувства юмора. «МИР 24» собрал самые яркие воспоминания коллег актера о тех розыгрышах, которые устраивал для них на съемочной площадке великий Олег Табаков. 

Буфетчица Клава 


В 1965 году на сцене московского театра «Современник» Олег Павлович впервые появился в роли женщины, колоритной буфетчицы Клавдии Ивановны из спектакля «Всегда в продаже». Зрителям этот образ запомнился в первую очередь по тому, как героиня Табакова выстраивала свои отношения с каждым из приходящих клиентов – над кем-то подтрунивала, кого-то ругала в лучших традициях советского общепита, с кем-то флиртовала. 

Длинные накладные ресницы, белый чепчик, сережки в виде ромашек и накладная грудь – в таком виде актер выходил к зрителям во время антракта и без тени улыбки вел с ними беседы о непростой женской доле. Но в 1970 году, после назначения на должность директора театра «Современник», Табаков пошел еще дальше: стал приходить в гриме и костюме в собственный кабинет и даже принимать в таком виде «просителей».

Налетчик в доме Ефремова


Табаков в любом возрасте любил вкусно поесть и был большим ценителем домашней кухни. Из родного Саратова ему, студенту Школы-студии МХАТ, нередко присылали домашнее варенье, мед и сухарики, чем, конечно, бессовестно злоупотребляли вечно голодные московские студенты из числа друзей Олега Павловича.

Иногда молодые артисты специально пытались задержать где-то Табакова, чтобы в этот момент устроить «налет» и вынести из его комнаты все припасенные вкусности. 

Однажды артист не выдержал и решил отомстить «обидчикам»: придя в один из вечеров к простуженному Олегу Ефремову, он за чаем съел весь мед, фрукты, два лимона, полулитровую банку варенья и пакет печенья из запасов артиста. 

Ефремов не смог сдержать одновременно и смеха, и негодования: «Мне это на выздоровление принесли, ты чего делаешь?». Олег Табаков лишь облизнулся, потер ладони и со словами: «Еще завтра зайду тебя проведать, выздоравливай» удалился. 

Лилипутов не пущаем!


В середине 1962 года труппа «Современника» отправилась на большие летние гастроли в Ригу. Латвийская столица устроила для советских артистов торжественную встречу, а после первого спектакля – выход в ночной ресторан с посещением шоу.

Олег Павлович был одет во фрак, Галина Волчек – в вечернее платье, вместе с ними чуть поодаль шли мальчики 10 – 12 лет: Антон Табаков и Денис Евстигнеев, оба в детских галстучках и белых рубашках. На входе высокий светловолосый швейцар вежливо кивнул актерам, которых, конечно, узнал с первого взгляда, а вот увидев детей, изменился в лице и перегородил им дорогу. 

«Детям нельзя, это ночное шоу, ночное шоу!», – взволнованно попытался объяснить швейцар. Табаков, услышав такое объяснение, не растерялся и театральным шепотом стал отчитывать человека в дверях: «Но это же лилипуты! Перестаньте их оскорблять! Они имеют те же права, что и мы». 

Юных гостей в ночной ресторан пришлось пропустить, видимо, не подчиниться авторитетным словам Табакова и не поверить его актерской игре было просто невозможно.  

Прилив нежности 


Актер Евгений Евстигнеев был одним из немногих, кто мало попадался на розыгрыши молодого Табакова. Но в 1958 году, на первых порах их совместной работы над спектаклем «Продолжение легенды» в театре «Современник» (режиссер Олег Ефремов) Табаков все же решился на шутку в адрес коллеги по площадке.

По сценарию им – молодому и старому большевику - предстояло познакомиться, пожать друг другу руки и сказать патриотичные приветственные слова.

Во время репетиции Олег Павлович незаметно опустил руку в карман пиджака и зачерпнул полную ладонь липкого вазелина, которой ухватился за ладонь партнера по площадке. Евстигнеев сначала не повел и бровью, но уже через секунду как бы в порыве нежности начал хлопать измазанной рукой Табакова по щекам и гладить его по волосам. 

Наблюдавшие за сценой актеры не могли сдержать смеха: Евстигнеев сымпровизировал настолько же блестяще, насколько неожиданной была задумка самого Табакова. 

Свои соболезнования в связи с кончиной Олега Табакова выразили коллеги и ученики актера, политики и деятели культуры: актеры Олег Басилашвили, Владимир Меньшов, Сергей Безруков, Никита Михалков, коллективы московских театров. По словам художественного руководителя МХТ имени А. П. Чехова Игоря Верника, для актеров он представлял целую эпоху, был учителем жизни, отцом и партнером по сцене, даже несмотря на огромную загруженность и проблемы со здоровьем. 

Прощание с Олегом Табаковым состоится 15 марта в здании МХТ имени А. П. Чехова на Камергерском переулке. Похоронен актер будет на Новодевичьем кладбище.