«Без паники!»: Как выжить при пожаре

16:11 28/03/2018
«Без паники!»: Как выжить при пожаре
ФОТО : Mir24.tv / Андросова Мария

В связи с трагедией в Кемерове 28 марта объявлено общероссийским днем траура. Возбуждено уголовное дело по трем статьям УК РФ: 109-й («Причинение смерти по неосторожности»), 219-й («Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц») и 238-й («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»). 

В воскресенье в четырехэтажном торговом центре «Зимняя вишня» произошел пожар, погибли 64 человека, из них 41 ребенок. Как сообщалось, очаг возгорания находился на верхнем этаже, где расположено несколько кинозалов и детские игровые зоны с аттракционами. По одной из версий, причиной возгорания стало короткое замыкание в механизме карусели, в игровой зоне рядом с кинотеатром. Затем огонь перекинулся на шарики в детском бассейне и поролоновые батуты. Пожар в Кемерово также унес жизни всех обитателей расположенного на третьем этаже ТЦ контактного зоопарка – около 200 животных 25-ти видов.

О современных требованиях к пожарной безопасности и реалиях наших дней «МИР 24» рассказал юрист, заместитель руководителя ЦА Всероссийского добровольного пожарного общества (ВДПО), начальник управления профилактической работы и обучения мерам пожарной безопасности Сергей Воронов, более 20 лет посвятивший пожарно-технической экспертизе и государственному пожарному надзору.

По его словам, в контексте кемеровской трагедии необходимо разобраться, во-первых, с тем, какие системы противопожарной безопасности там были и функционировали ли они на момент пожара. Пока что поступают противоречивые сведения о том, работали ли они на период возникновения пожара или все-таки были отключены, надлежащим ли образом эксплуатировались, обслуживались, ремонтировались, были ли исправны.

«Для меня, как для специалиста в области пожарной безопасности, еще не ясно, почему в Кемерове произошло такое быстрое распространение пожара. Может, в силу того, что не сработала система отключения приточно-вытяжной вентиляции. Если в одном месте начинается пожар, простая приточно-вытяжная вентиляция должна отключаться, иначе продукты сгорания быстро распространяются по всему зданию. Система противодымной защиты работает по-другому: забирает дым не из помещений, а из коридоров, чтобы обеспечить безопасную эвакуацию. Эвакуационные пути должны позволять человеку покинуть это здание до того, как пути эвакуации будут заблокированы продуктами сгорания или произойдет потеря видимости из-за дыма», – объясняет эксперт.

Если пожар действительно начался в детской игровой, там могли использоваться материалы, экологически безопасные для организма, но совсем небезопасные с точки зрения их горючести. И в этом проблема: нигде не установлено, что в подобных игровых зонах должны присутствовать исключительно негорючие материалы, поясняет специалист. «Естественно, во многих мягких шариках есть поролон, который очень быстро горит и при горении крайне ядовит. Несколько вдохов при небольшом сгорании поролона – и человек получает летальную дозу отравляющего вещества. Это вопрос нескольких секунд», – говорит он. Поэтому, кстати, курильщики – любители заснуть с сигаретой в руке, тоже в огромной зоне риска: от небольшой прожженной на диване дырки могут погибнуть несколько человек, находящихся в той же комнате.

В целом же, вопросов по всей системе пожарной безопасности возникает множество – в частности, по эвакуации из здания. Заблокированные по каким-то причинам (например, закрытые на ключ от посторонних) эвакуационные выходы являются прямым нарушением действующих требований, отмечает эксперт. Кстати, существуют системы замков, не позволяющие проникнуть в помещение снаружи, но предоставляющие возможность свободного выхода изнутри. Однако эвакуационные выходы – за исключением объектов особой категории (тюрем, психоневрологических больниц и т.п.) – должны всегда спокойно и свободно отпираться со стороны выхода граждан, естественно, при их присутствии.

Все, что касается спецучреждений, в них разрабатываются нормы, отличные от тех, которые должны соблюдать большинство граждан. В спецприемниках, тюрьмах, психоневрологических учреждениях и т.п. упор делается как раз на систему предотвращения пожара, а также на слаженность действий обслуживающего персонала при возникшем пожаре – локализации пожара, организации эвакуации содержащихся лиц.

Нормы, касающиеся технических систем – сигнализации, оповещения, пожаротушения и дымоудаления (удаляющих продукты неполного сгорания из коридоров) – вопрос отдельный, но, по статистике, в 90% случаев пожары происходят не из-за неисправностей в системах противопожарной зашиты, а из-за действий или бездействия конкретных лиц, т.е. пресловутого «человеческого фактора».

«Все находится в плоскости так называемых режимных мероприятий. Режим – это порядок содержания помещений, зданий, сооружений, поведения людей с целью обеспечения пожарной безопасности на объекте. На примитивном уровне, это курение в специально отведенных местах, выключение после работы электроприборов, если заводом не предусмотрена возможность держать их в постоянно включенном состоянии. А коль скоро большинство пожаров связано с человеческим фактором, существует его прямая причинно-следственная связь с наступлением либо тяжких телесных повреждений, либо гибели людей», – говорит эксперт.

Экстренные меры


В соответствии с действующим законодательством, при обнаружении пожара люди должны, в первую очередь, сообщить о пожаре в соответствующую службу, по телефонам 101 и 112. Во-вторых, при надлежащей подготовке (а она должна быть у всех!), использовать первичные средства пожаротушения (которые тоже должны быть на каждом объекте).

«Но если даже пожар незначительный, никогда не рассчитывайте беспечно на свои возможности, затушить пожар одним огнетушителем, можете получить обратный результат. Не надо геройствовать! Сначала необходимо сообщить в соответствующие структуры. Чем позже приедет пожарная охрана, тем тяжелее будут последствия», – объясняет Сергей Воронов.

Если человек все же оказался в здании или помещении с повышенной задымленностью, нужно намочить тряпку и дышать через нее. Иначе, надышавшись продуктами неполного сгорания, человек может умереть, даже попав на свежий воздух. Мокрая тряпка полностью не защитит дыхательные пути, но снизит попадание витающих в воздухе мелкодисперсных частиц. Кроме того, при задымлении эксперт советует пригибаться как можно ниже к полу и передвигаться на коленях: все продукты сгорания и весь дым поднимаются наверх, к потолку. Внизу задымление меньше и дышится легче.

Если люди заблокированы в помещении, нужно поплотнее закрывать двери, закладывать щели – желательно, намоченной ветошью, и, открыв окно, подавать сигналы о помощи.

Конструкции начинают обрушаться уже при температурах, несовместимых с жизнью – например, незащищенный металл при 600 градусах Цельсия, а железобетонные конструкции – при еще более высоких температурах. Большинство зданий строится с так называемым пределом огнестойкости от 2 до 4 часов (в зависимости от назначения и конструктивных особенностей). Предполагается, что в течение этого времени воздействие температуры пламени в тысячу градусов конструкцию не разрушит. Для человека предельным значением являются 70 градусов Цельсия, но в большинстве своем люди гибнут не от воздействия тепла, а от того, что задыхаются продуктами горения – теряют сознание и дальше ничего не чувствуют.

Еще одна проблема торговых центров – захламленность путей эвакуации. Там не должно быть ни коробок, ни горючих покрытий на стенах, сами они должны быть свободны для прохода (не заблокированы).

Также ни в коем случае нельзя забегать в лифтовые шахты, которые при подобном развитии событий могут стать ловушкой для потерпевших. Спускаться нужно по лестницам.

Умная техника


Системы безопасности – в частности, пожаротушения – всегда недешевые, даже если речь не об огромном торговом центре, а о жилом секторе. В зарубежных фильмах это выглядит так: от любой подгоревшей на кухне сковородки сначала врубается мощная сигнализация, потом все помещение заливается водой.

Подобные системы применяются и для мест массового скопления людей. Монтируется такая система следующим образом: делается разводка трубопроводов, в подвальной части зданий организуются специальные узлы с насосами. Сплинклер – небольшое устройство вроде «жучка», вмонтированное в потолок – при определенной температуре разрушается и открывается отверстие в трубопроводе для прохода воды. Таким образом, вся система постоянно заполнена водой.

Еще есть так называемая дренчерная система с «сухотрубами», воды в ней нет, она появляется лишь при срабатывании сигнализации. В России подобные навороты тоже используются – другой вопрос, как именно все это обслуживается и эксплуатируется.

«Некоторые наши эксперты сейчас заявляют, что российские требования к пожарной безопасности жестче европейских или американских, но это не так. По нашим требованиям, на путях эвакуации – лестничных клетках и т.д – системы пожаротушения водой не предусмотрены, а за границей защита водой в порядке вещей», – отметил собеседник «МИР 24».

В торгово-развлекательных центрах обычно используются траволаторы (пассажирские конвейеры) либо простые лестницы. Между первым и вторым, третьим и четверным этажами есть так называемые проемы для лестничных клеток или траволаторов. Если пожар начинается внизу, продукты сгорания быстро распространяются наверх. Для предотвращения этого процесса существуют определенные системы противопожарной защиты: по периметру таких проемов делают «дренчеры», подающие воду по принципу водяной завесы. Еще существуют специальные экраны, которые спускаются и препятствуют распространению продуктов сгорания на вышестоящие этажи. 

Помимо воды, есть другие огнетушащие средства – порошки, аэрозоли, но их попадание в организм при вдыхании, мягко говоря, не комфортно. В помещениях, где находятся люди, оптимально использовать воду, говорит Сергей Воронов.

«У нас все это используется, другой вопрос, что это дорогое удовольствие не только с точки зрения установки, но и с точки зрения содержания. Любая копейка, вложенная в вопросы безопасности, прибыль не приносит, поэтому эти расходы пытаются переложить на себестоимость либо продукции, либо услуги. А на рынке всем хочется подешевле и побольше. Дешевизна достигается, в том числе, путем экономии на безопасности», – поясняет специалист.

В итоге, получается следующая картина. Проектные решения – в том числе и для торговых центров – предусматривают наличие всех этих замечательных систем, но не срабатывают они по той причине, что их техобслуживанием и поддержанием в работоспособном состоянии некоторые коммерсанты могут не заниматься годами.

«Либо их отключают, либо их ненадлежащим образом обслуживают. Сейчас пожарные на стадии приемки завершённого объекта не приходят, приходит Стройнадзор. Но он часто не проверяет работоспособность этих систем в полном объеме, не запускает их, чтобы посмотреть, побежит вода, или нет. Просто смотрят – вроде разводка существует, вода подведена, насосы включаются и выключаются. Но это как с машиной: не проходишь техобслуживание, стуканет двигатель. И здесь та же самая ситуация: любую электронику, технику нужно обслуживать. Те же системы оповещения, управления эвакуацией имеют эффект накапливания ошибок. А у нас народ один раз поставил, 15 лет назад, и она так и стоит. Но на машине же бесконечно никто не ездит – колеса отвалятся, корпус сгниет. А по системам почему-то думают, что они будут стоять вечно, но такого не бывает. Поэтому если смонтировали один раз, это не значит, что на всю оставшуюся жизнь», – говорит Сергей Воронов.

Иными словами, все системы, предусмотренные действующими требованиями, должны работать. Включая системы пожаротушения, дымоудаления и сигнализацию, которая своевременно обнаружит пожар и передаст сообщение как в пожарную охрану, так и на пункт охраны ТЦ (а уже они и администрация по закону обязаны организовывать эвакуацию, чтобы та не превратилась в давку и панику). Администрация не менее чем раз в полгода обязана проводить учебную эвакуацию сотрудников и показывать, как правильно действовать в ЧС.

Но все, как обычно, упирается в правовую культуру людей, подчеркивает собеседник «МИР24». «С одной стороны, государство говорит: «хватит кошмарить бизнес». Ну ладно, перестали кошмарить. Но если что-то убирается с одной чаши весов, для компенсации второй должна повышаться сознательность предпринимателя, чтобы он не просто набивал свои карманы, но и заботился о качестве оказываемых им услуг, о безопасности людей. У нас развито только обязательное страхование, живем по принципу «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Все думают, что плохое происходит у других, не у них самих. Человека можно убедить, лишь обрисовав перспективы его собственной жизни, в т.ч. и возможной гибели, или потери бизнеса, вся прочая риторика про ущерб не работает, не доходит. Доходит, если объяснить, сколько потеряет его бизнес, если что-то случится», – говорит Воронов.

«Мой дом – моя крепость»


Понятно, что защищенными люди хотят себя чувствовать не только вне дома, но и, в первую очередь, в родных стенах. Поэтому у каждого должны быть первичные средства пожаротушения – огнетушители и т.п., которыми, по закону, должны уметь пользоваться все.

«А у нас этого не умеют даже взрослые дядьки. Помнят старые советские огнетушители, которые надо развернуть и ударить ими по полу, чтобы он заработал, а на самом деле, все гораздо проще. Я у себя дома использую компактные вододисперсные огнетушители. Но водой нельзя тушить электрооборудование под напряжением – может ударить током. Еще есть углекислотные или порошковые огнетушители, оптимальные для использования в домашних условиях», – поясняет Сергей Воронов.

Еще один важный ракурс – частный автотранспорт, препятствующий проезду экстренных служб. За границей в этом смысле все проще: если машина мешает, ее могут и разбить. «А у нас начинают предъявлять иски, и это тоже говорит об общечеловеческой культуре. Есть стоянки для машин, не ставьте их на проездах! Но пытаются поставить, в два-три ряда. Кстати, в юриспруденции есть такое понятие, как крайняя необходимость. Если своими действиями в ходе тушения пожара пожарные совершили якобы «противоправные» действия, направленные на чужое имущество, которое воспрепятствовало им в выполнении их функций (например, стащили машину, разбили стекла), вина с них по закону снимается! Об этом говорит и Гражданский Кодекс, и Уголовный, и Административный, и Арбитражный. Сдернуть эту машину и оттащить, чтобы не мешала, имеют полное право, понятие «крайней необходимости» полностью оправдывает эти действия. За границей суд всегда на стороне оперативных служб, и у нас закон защищает пожарных», – поясняет эксперт.

В целом же, что касается жилых комплексов, спасение жителей во многом от них же и зависит. Понятно, что повесить «водные» системы пожаротушения на все старые дома невозможно – слишком дорогое и технически сложное удовольствие, которое потянет на десятки миллионов рублей. 60-70% жилого фонда РФ на это не рассчитано. Кроме того, для многоквартирных жилых домов они идут с определенной этажности – от 10 и выше. В современных домах, построенных в 90-е годы и позже, тем не менее, системы пожаротушения предусмотрены.

В старых домах российской глубинки часто используется проводка, не рассчитанная на большие перегрузки. По стандартам еще советских времен, каждая такая квартира должна потреблять не более 1,3 кВт электроэнергии, что равносильно одному электрическому чайнику. Никаких стиральных машин и микроволновок. Решение тут может быть одно: замена проводки, уточняет эксперт.

Но в пожарной безопасности есть два основных столпа: система предотвращения пожара и система противопожарной защиты (сигнализация, пожаротушение, дымоудаление, оповещение). Не будет пожара – не потребуется полного набора систем. Опять же, нужно помнить: основная причина трагедий – человеческий фактор. Профилактика пожаров очень проста: не курить в постели, не готовить на газовой плите с развевающимися тут же занавесками, не забывать про утюги и тп. «Если вы выполняете все на первой стадии, до второй, даст Бог, не дойдет», – отмечает эксперт.