Два века, Карл! Апостол коммунизма

19:10 06/05/2018

Карл Маркс – апостол коммунизма. Человек, который создал «библию» для новой религии СССР марксизма-ленинизма – знаменитый «Капитал». Парадокс в том, что этот самый «Капитал» вполне можно считать «библией» для всех экономистов мира. Это универсальный труд. Его изучают во всех университетах – от Оксфорда до Северной Кореи. Глубокий мыслитель, безрассудный мечтатель, потрясающий муж. Он родился 200 лет назад, 5 мая 1818 года. И если бы Советский Союз был еще цел, этот юбилей отмечали бы, конечно, с особым размахом. Ведь профиль Маркса стал первым в «иконостасе» коммунистической религии. И к «святой троице» коммунизма – Маркс, Энгельс, Ленин – порой прибавляли еще один, четвертый профиль. В СССР это был Сталин, в Китае – Мао Цзэдун, в Югославии – Тито, в Албании – Энвер Ходжа. Потому что встать в один ряд с Марксом означало оказаться таким же пророком грядущего царства коммунизма, как и сам бедный еврейский профессор. О самом «всесильном» и «верном» учении, а также о его последователях – корреспондент «МИР 24» Маргарита Гырылова.

513 шагов от памятника Марксу до Кремлевской стены. Этот символ коммунизма расположен ближе всех к Кремлю, чем все памятники Ленину, за исключением Мавзолея. Причем сам Владимир Ильич выбирал место для его установки. В 1920 году, по его распоряжению, здесь заложили камень учителю и вождю всемирного пролетариата. И лишь через 37 лет над советскими людьми начал возвышаться бюст Карла Маркса.

Идол страны Советов. Ради него в Европу в начале 1930-х годов снарядили целую делегацию. Партийцам было поручено найти, выкупить и привезти в Москву все личные вещи и рукописи отца-основателя коммунизма.

«Это то кресло, в котором Маркс умер. У нас есть другое кресло, в котором он писал «Капитал», но оно сейчас на выставке», – говорит главный специалист РГАСПИ Валерий Фомичев.

В Госархиве редко показывают эти подлинники. Берегут. Мундштуку уже два века. Говорят, Маркс часто и много курил.

«Манифест коммунистической партии» на рынке стоит 30 тысяч евро. Это без пометок, с пометками Маркса гораздо дороже», – говорит Фомичев.

Правда, пометки автора прочесть сложно. Фридрих Энгельс чуть не ослеп, пока разбирал рукописи друга и соратника.

«24 тетради, которые исписаны мелким, очень убористым почерком, со специфическими сокращениями, которые сложно читать. Но здесь была создана сеть расшифровщиков, которые прекрасно читали Маркса», – говорит главный специалист РГАСПИ.

А однажды в архив приехал японский миллиардер, выпросил допуск в хранилище и молился там на «Капитал» Маркса.

«И сказал, что прочитал «Капитал» в юности и благодаря этому произведению стал миллиардером», – говорит он.

Никакой легенды до нашего времени об этом предмете не сохранилось. Кто его подарил Карлу Марксу, как долго он им пользовался. Единственное, что известно, это портмоне автора «Капитала». То самое портмоне, денег в котором практически никогда не бывало. Жила семья очень бедно. Бывали дни, когда нечего было есть.

«Энгельс был палочкой-выручалочкой. Был спасением для семьи Маркса. Денег не было. Он вообще ничего не получал. За статьи он получал копейки. Его жена была вынуждена ездить в Голландию к Филипсу. Это был родственник, к которому она ездила выпрашивать деньги», – говорит писатель Александр Мясников.

Жена, любовница и Энгельс:

Лучший друг Энгельс – владелец текстильной фабрики. Супруга Женни – баронесса. Ее отец – влиятельный прусский чиновник. А Маркс при этом против классового общества.

«Когда он начинает работать над этой проблематикой, он пишет Энгельсу: дайте мне два-три месяца, и я напишу. Потом он говорит, что два-три года. Периодические приступы  нервного истощения, у него развиваются фурункулез и болезнь печени», – говорит кандидат физико-математических наук Юрий Менцин.

И спустя 200 лет от Маркса «фанатеет» молодежь. Семену всего 21. Он не ходит на свидания, а стоит у проходных завода. Раздает рабочим листовки. Грезит о революции. С товарищами-единомышленниками создали даже марксистский кружок.

«Маркс порождал фанатичное восприятие себя. Но он к этому не стремился», – говорит член Революционной московской партии Семен Козырев.

Для Джеффа Монсона Маркс тоже авторитет. «Новый русский» даже выбил себе татуировку. Классовая иерархия для рожденного в USA – зло. И все из-за трудов Маркса. Боец смешанных единоборств ими зачитывался.

«В США коммунизм – это плохое слово, как нацизм или фашизм. Они не понимают смысла. Для них коммунизм – это СССР, ГУЛАГ, репрессии, никакой свободы. Но ведь Маркс не об этом говорил. Коммунизм – социальная справедливость: люди, которые работают, получают по заслугам», – говорит Монсон.

На родине, в Германии, о Марксе и впрямь хотели бы забыть. Но не дал скульптор из Китая. Побывав в Трире, он вдохновился и соорудил пятиметровую статую в подарок. Но ее два года не хотели принимать.

«У нас были длительные споры. Но мы решили принять это как жест дружбы. Статуя должна побуждать людей посетить выставку, чтобы те узнали, кто этот парень – Карл Маркс», – говорит мэр города Трир Вольфрам Лайб.

К 200-летию памятник наконец-то установили. На открытии побывал даже глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер.

«Карл Маркс был философом. Он не несет ответственности за то, к чему не призывал.  Потому что многие его труды были переработаны в иную сторону», – говорит Юнкер.

Маркс дал миру политэкономию. Его терминами из XIX века – базис, надстройка, исторический материализм – разговаривают экономисты XXI века.

В России имя Карла Маркса носят 150 улиц, восемь проспектов, один бульвар и целый город на Волге. Здесь еще с царских времен жили поволжские немцы.

«Теория Карла Маркса была основной теорией, темой, определенным знаком, под которым прошел ХХ век», – говорит директор краеведческого музея города Маркса Ирина Аврамиди.

Он взывал к равенству. В итоге подсказал, как сколотить миллионы. Атеист, создавший религию для целой страны.

«И по внешнему виду, и по складу ума и характера его, безусловно, можно назвать пророком», – говорит Менцин.

«Учение Маркса всесильно, потому что оно верно» – изречение, фундаментальное для многих поколений. И сдвинуть его в сознании  людей так же тяжело, как этот гранитный  камень, который  здесь устанавливался на века.