В пятницу, 18 мая исполняется ровно пять лет со дня смерти режиссера Алексея Балабанова. 18 мая 2013 года режиссер, умудрившийся снять первое «народное» кино после развала СССР, умер от острой сердечной недостаточности в возрасте 54 лет.
На 40-й день после смерти Балабанова колокольня Запогостской церкви в Вологодской области, которая использовалась для съемок, рухнула. Сам Балабанов в этой картине сыграл режиссера, который по ходу действия погибает.
Лучше Балабанова кино о 90-х не снял никто, режиссер стал кумиром потерянного поколения – детей того времени, о котором сейчас принято ностальгировать, вспоминая малиновые пиджаки, жвачку, тонированные «девятки» и ужасающую попсу. Однако жертв бандитского разгула и героинового прилива никто не подсчитывал.
Балабанов сумел «поймать волну», увидеть разные грани периода перестроечного безвременья. Все свои фильмы, как «народные» боевики, так и экранизации классики мировой литературы, режиссер снимал под впечатлением от этого социального взрыва.
Вторым фактором, сформировавшим стиль художника с большой долей откровенной «чернухи», стало прохождение военной службы в Афганистане. Увиденное, похоже, начисто лишило Балабанова розовых очков относительно человечества. В своих картинах он с философско-созерцательным спокойствием исследовал добро и зло, мораль и психологические глубины человека – как писал Достоевский, «широк человек, слишком даже широк, я бы сузил».
Фильмография Балабанова насчитывает 20 картин, включая короткометражные и недоснятые, многие из них получили звание культовых. Самой любимой и цитируемой стала дилогия «Брат» и «Брат–2» с Алексеем Бодровым-младшим в главной роли. Самым шокирующим фильмом чуть ли не всего русского кинематографа называют «Груз 200». В списке «культовых» также оказались историческая драма «Про уродов и людей», драма «Война» и черная комедия «Жмурки».
Фото: ITAR-TASS / Яровицын Роман
Стоит отметить, что сценарии фильмов Балабанова не ограничивались бытовыми сюжетами, так, «Замок» – это экранизация одноименного романа такого же мрачного и депрессивного, как он сам, Кафки, «Морфий» был снят по роману Булгакова, а последняя работа «Я тоже хочу» отсылает к «Пикнику на обочине» Стругацких. А еще Балабанов мечтал совместно с Эмиром Кустурицей снять картину, как он говорил, о Сталине-террористе, о начале пути великого советского вождя.
После смерти режиссера в прессе появился незавершенный текст картины «Мой брат умер», над которым Балабанов работал в санатории Солнечногорска перед смертью. По словам продюсера Сергея Сельянова, главные роли в картине должны были исполнить Олег Гаркуша и Рената Литвинова, а продолжить дело сын режиссера Федор.
Последний фильм художника «Я тоже хочу» стал самым откровенным и мистическим в его биографии. Герои, среди которых музыкант, проститутка и старик, ищут путь к некой Колокольне Счастья где-то между Санкт-Петербургом и Угличем, около заброшенной атомной станции. Ходят слухи, что Колокольня исполняет желания, при этом сама выбирает, чье исполнить, и каждый надеется, что повезет ему: «Счастья для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный!»
Заканчивая работу над «Я тоже хочу», Балабанов говорил, что из-за состояния здоровья, возможно, будет вынужден закончить на этом свою режиссерскую деятельность. «Мне главный врач больницы сказал, что если бы не сибирское здоровье, меня бы уже давно не было. Теперь мне кажется, я должен умереть, потому что здоровье уже никакое», – сказал он как-то раз.
Нельзя не упомянуть одну режиссерскую особенность Балабанова: он очень любил русский рок и сделал немало для его популяризации. Санундтрэк к первому «Брату» почти целиком состоит из песен группы «Наутилус Помпилиус», которые до сих пор остаются актуальны за счет глубоких текстов Ильи Кормильцева. Во второй части дилогии мы слышим «Би-2», «АукцЫон», «Сплин», «Крематорий», «Агату Кристи», «Земфиру», «Машу и медведи», некоторые из музыкантов сыграли эпизодические роли. Песни рок-музыкантов звучат и в «Войне», а в картине «Я тоже хочу» одного из пяти героев сыграл Олег Гаркуша из «АукцЫона».
Фото: ITAR-TASS / Яровицын Роман
Алексей Октябринович Балабанов родился в Свердловске в 1959 году. В 1981-м он окончил переводческий факультет Горьковского педагогического института. В скором времени он уже служил летчиком во время войны в Афганистане, а незадолго до окончания службы был переведен в военно-морской флот.
Закончив службу, Балабанов работал ассистентом режиссера на Свердловской киностудии. В начале 1990-х годов он основал компанию «СТВ», в которой снял большинство своих фильмов. Режиссер похоронен в Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище.
«Можно спорить об обоих его «Братах», придерживаться разного мнения на этот счет. Однако кончина Балабанова – огромная потеря для Ленфильма и для кино в целом», - заявил режиссер Алексей Герман-младший после смерти Балабанова.
Подробнее в сюжете: Новости кино