Профессор и ректор Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) Владимир Николаевич Васильев в рамках программы «ДословнО» телеканала «МИР» рассказал о цифровизации экономики и о том, как повысить качество человеческого капитала.
– В нынешнем году на ПМЭФ-2018 особое внимание уделяют вопросам развития образования, науки и цифровой экономики. Как раз об этом говорил в своем выступлении президент России Владимир Путин. На ваш взгляд, на что нужно сделать упор в первую очередь, когда мы говорим о цифровизации экономики?
Владимир Васильев: Прежде всего, конечно, надо говорить о человеке, о повышении качества человеческого капитала. А реализация человеческого капитала, на наш взгляд, уже должна проходить через экономику данных – не называю всю цифровизацию, именно экономика данных. Потому что сейчас данные уже становятся основным экономическим агентом во всех сферах – в промышленности, в науке, в искусстве, в медицине и т. д. Работа с данными, обработка данных, агрегирование данных, очистка данных, применение, валидация данных – это то, на что надо сейчас направлять наши усилия, имею в виду в развитии человеческого капитала, как раз работа с данными. Понятно, что не все разработчики, один процент населения только занимаются разработкой новых технологий, а 99% являются потребителями этих технологий, но в отличие от традиционной экономики уже потребитель сам будет приносить определенную капитализацию, прибыль, потому что сам еще будет выдавать данные. И вот это отличие – смена бизнес-моделей, смена парадигмы мышления – вот на это сейчас надо обратить особенно пристальное внимание.
– Вы сказали про человеческий капитал: сейчас к нему какое отношение, насколько он ценен?
Владимир Васильев: Если сравнивать нас с теми странами, которые называются развитыми, то там богатство государства на 64% определяет человеческий капитал. Я точно не помню, но вроде 16% – это материальный капитал, а потом природные ресурсы.
– А у нас не так?
Владимир Васильев: У нас в районе 50%. Поэтому мы сейчас, поскольку идет смена парадигмы, появление нового экономического и технологического укладов, должны поднять качество человеческого капитала и подвести к решению тех задач, которые стоят. Потому что экономика вошла в период неопределенности, стала слабо прогнозируема. Все меняется на глазах, любой человек это видит. Технологии появляются и входят в нашу жизнь. Поэтому важна подготовка и разработчиков, и потребителей новых технологий – так мы можем поднять качество человеческого капитала.
– Какова роль науки в этих вопросах, в повышении качества человеческого капитала и цифровизации экономики.
Владимир Васильев: Надо выстраивать цепочку не просто проведения научных исследований, генерации новых знаний. Надо после этой генерации довести знания до уровня разработки, до уровня конкретных каких-то пилотных образцов, а дальше запускать в массовое производство и в коммерциализацию. То есть нельзя останавливаться на написании статей и не доводить до конкретного рынка, до конкурентной стадии продукта, науку надо понимать чуть-чуть шире.
– Как вы можете оценить качество контакта науки и бизнеса, науки и государства? Насколько диалог налажен?
Владимир Васильев: Науки и государства… Те риски, с которыми работает ученый – он же не обязательно получит положительный результат – обычно страхует государство. Это и у нас, и в других странах. Здесь, я думаю, мы находимся в равных положениях. А вот участие бизнеса в научных исследованиях, вот здесь уже у нас тяжелее ситуация. Причин достаточно много, та же ментальность. Еще надо найти механизмы, чтобы нашему бизнесу, российскому бизнесу, действительно было бы интересно вкладывать свои ресурсы – не только финансовые, подчеркиваю, это могут быть и материальные, и интеллектуальные ресурсы – для проведения научных исследований.
– А почему сейчас бизнесу неинтересно вкладывать в науку, если почти каждую неделю в новостях говорится о каком-то научном открытии?
Владимир Васильев: Временной лаг от вложения средств в научные исследования до получения прибыли достаточно длительный. Сейчас бизнес наш стремится работать на коротком горизонте, на коротком периоде времени получить свою прибыль. Вот эта, наверное, проблема существует.
– Лет десять назад били тревогу из-за того, что в России происходила массовая утечка мозгов за границу, выпускники пытались найти себе работу не на родине, а уехать куда-то. Сейчас какова ситуация и остановлена ли эта утечка умов или что можно сделать?
Владимир Васильев: Сейчас, я считаю, по сравнению с 1990-ми, началом нулевых, ситуация стала лучше. В той области, в которой работает наш университет, место работы становится не столь важным, потому что есть общая паутина, общая сеть, где можно проводить работы, сдавать работы в совершенно других компаниях, то что называется глобальный рынок. Поэтому если вся прозрачность работы у нас сохранится, то никаких всплесков на утечку не будет. Сейчас уезжает 7-8% примерно, из них многие возвращаются, примерно половина.
– Команда ИТМО несколько лет подряд становилась чемпионом по программированию. То есть команда ИТМО – негласные фавориты. Как удается поддерживать этот уровень?
Владимир Васильев: Во-первых, не негласные, а гласные, абсолютно. Поддерживается все просто – людьми. Очень важен такой момент: мы семь раз становились чемпионами мира – и с каждой команды у нас один человек остался работать в университете, преподает. И вот эта револьверная ситуация: он, еще будучи студентом, сам начинает работать, потом проводит научные исследования, преподает и уже начинает обучать студентов. А самое интересное, что студенты, которые у нас учатся, работают со школьниками. Это такой трек, который начинается со школы и потом идет через всю жизнь. Вот эта поддержка высокого интеллектуального уровня вызывает восхищение, и многие страны обращаются к нам на проведение школ. Мы проводим школы в Китае, в Пекине, в Швейцарии, в США. Наши преподаватели – короткие школы, 10-15 дней, но тем не менее – раскрывают некоторые наши ноу-хау, делятся опытом.
– Эти победы на соревнованиях как-то сказываются на карьерном пути ваших студентов?
Владимир Васильев: Безусловно. И не только наших студентов. Обычно студентов, которые попадают в финал, – туда же приезжают крупнейшие компании – там уже начинают «хантить» (предлагать работу в компании, описывая перспективы и преимущества – «МИР 24»). То есть у них уже есть определенная репутация. И выходя после университета на рынок труда, у них есть хорошая репутация. И если еще нормальная подготовка, что называется софтскилз – работа в команде, ответственность и т. д., то рост их по той или иной лестнице достаточно быстрый.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: ПМЭФ