«Чтобы выздороветь, надо немножко потерпеть»

17:31 03/06/2018

В Международный день защиты детей президент России Владимир Путин посетил Морозовскую больницу в Москве. О чем глава государства говорил с маленькими пациентами, рассказывает корреспондент телеканала «МИР 24» Максим Красоткин.

«Здрасьте, вы президент? – Да. – Савелий. – Добрый день, Савелий. Как ты себя чувствуешь? – Хорошо», – так началась беседа Путина с маленьким Савелием в реанимационной палате, куда мальчик попал после операции. 

К этой встрече Савелий подготовился заранее. Надел футболку с надписью «В хоккей играют настоящие мужчины». В свои шесть лет он уже узнал, что такое терпение и мужество. Перенес операцию по пересадке почки. Донором выступил родной отец. А сейчас, когда все позади, есть возможность пожаловаться президенту. 

«Мне они ФГС делали, трубку прям в рот сували», – говорит Савелий.
 
«Надо полечиться, дорогой мой. Чтобы выздороветь, надо немножко потерпеть, мой хороший», – отвечает президент. 

Уходя, Владимир Путин пожелал Савелию всего хорошего, конечно же, поправиться и поцеловал в лоб.

«Меня самый главный президент поцеловал, а тебя, мам, нет», – тут же похвастался Савелий матери.
 
«Папа есть. Папа маму поцелует», – немедленно отреагировал Путин.

В то время, пока российский лидер посещал Морозовскую больницу, работа в операционных не останавливалась ни на минуту. Здесь их больше двадцати. 

В одной спасают жизнь маленькому пациенту, у которого сложный перелом с разрывом тканей. А за стенкой нейрохирурги оперируют мозг младенца, у ребенка диагноз водянка, без помощи врачей он был бы обречен. 

«Те дети, которые раньше не подлежали лечению и ждали, проживут они или погибнут, например от разрыва аневризмы головного мозга, сейчас благополучно лечатся, их выхаживают, и качество жизни у них практически не страдает», – говорит заведующий операционным блоком Сергей Шарков.

Заглянул президент и в палату к десятикласснице Елизавете Степановой. В свои шестнадцать она уже перенесла инсульт.

«Это внезапно произошло, это было рано утром, я спала и проснулась от очень сильной головной боли», – говорит она президенту. 

Лизу спасло то, что врачи уложились в так называемые «два золотых часа», то время, когда после кровоизлияния в мозг пациента еще можно спасти. После операции школьница быстро восстановилась и смогла даже закончить четверть без троек. 

«Максимальные оценки, по различным эпидемиологическим исследованиям, если мы говорим об инсульте у детей от одного месяца до 18 лет, 13 случаев на 100 тысяч детского населения», – приводит статистику заведующий отделением нейрохирургии Матвей Лившиц. 

Казалось бы, случаев немного, но именно для таких пациентов на базе больницы открыли центр лечения инсульта. Пример того, что к детской медицине начали относиться как к отдельной отрасли. Больница, которую посетил Владимир Путин, как образец. В новом здании и палаты, и реанимация находятся рядом. Здесь же врачи всех профилей. От пациентов их отделяет разве что лестничный пролет и минуты, необходимые для спасения.

«Болеет не сердце, болеет ребенок. И у ребенка очень часто помимо сердца существует другая патология, которая нуждается в специализированной помощи. И если ты отделен от многопрофильного стационара, то необходимо приглашать специалистов из других учреждений. Это затраты времени, это затраты сил и ресурсов», – отмечает заведующий отделением экстренной кардиохирургии Михаил Абрамян. 

В реанимации отделения кардиологии от кровати годовалой Эмилии мама не отходит ни на минуту. Девочка несколько часов назад перенесла операцию на сердце, врачи устранили врожденное заболевание, с которым малышка вряд ли бы выжила.

«Я все время с ней, потому что она чувствует, когда мама рядом, мы читаем книжки, восстанавливаемся. Пока спит, не реагирует, но, когда бодрствует, показывает на всех персонажей, кто как разговаривает», – говорит женщина. 

Операцию делали, не вскрывая грудной клетки. К сердцу, величиной с грецкий орех, медики добрались через маленькие проколы. Вот уж где настоящее волшебство.

«Конечно, мы не должны забывать о том, что эта маленькая девочка через несколько лет станет красивой девушкой, на которой не будет ни одного разреза», – отмечает Абрамян. 

Этажом выше похожая операция. Подростку удаляют из гортани новообразования. Всю картинку врач видит на мониторе. Камера погружена в организм пациента. После таких вмешательств, ребенок быстрее встает на ноги: швы затягиваются моментально. 

А у шестилетней Ани Чебутаевой сложное заболевание почек. Недавно она перенесла операцию, сейчас идет на поправку, под постоянным контролем врачей. А в свободное время лечит своих кукол: пример-то вот он, рядом.

«У него заболело горлышко. Сначала я послушаю его сердцебиение. Я дам эти таблеточки, и все, мой пупсик здоров», – хвастается девочка.
 
Аня выписывается на днях. Но ее палата пустовать будет недолго: в Морозовскую больницу направляют детей со всей России. Для экстренной доставки маленьких пациентов должен быть специализированный автомобиль. В Москве таких всего три. Редкая удача застать такой на парковке.

«Он ездит в течение суток, где-то 12 вызовов у нас за сутки, каждый вызов занимает где-то два часа времени, то есть практически все сутки мы в работе», – говорит врач анестезиолог-реаниматолог Михаил Лебедев. 

Он уже знает, что после короткого интервью его ждет выезд. К кому и куда, неизвестно, но будет точно. Так уж сложилось. А только что он принял роды и передал коллегам недоношенного малыша. 

«Сегодня мы возили ребенка 700 грамм, синдром дыхательных расстройств – это особенность такая у недоношенных детей. На аппаратной вентиляции мы его доставили без осложнений. И еще двух детей кило девятьсот и два с половиной килограмма после пневмонии», – делится Михаил. 

Одна только каталка с установленным боксом и прочей аппаратурой стоит 8 миллионов рублей. Медицина детская, а цены взрослые.

Невероятно, но факт

«Этот бокс называется кувес, он специально приспособлен для того, чтобы перевозить новорожденных детей. Здесь создается специальная температура – до 35–38 градусов по Цельсию. Ребеночек согрет, он закрепляется вот этими приспособлениями», – поясняет Лебедев. 

Подробно рассказать об устройстве реанимобиля врач не успевает: поступил новый вызов. Михаил был прав. 

Катя Демидова любит строить дома из конструктора. У нее есть школа, больница, где персонажей игры лечат в считаные секунды. Но в жизни нет такой клиники, где бы могли помочь самой Кате. У нее сразу два редких генетических заболевания: одно грозит внутренним органам, другое не дает вырабатывать нормальные клетки крови. 

«Всего детей с синдромом Пирсона в мире около ста человек. В мире. А в России, насколько мне известно, мы одни», – говорит мама Кати Людмила Демидова.

А раз одни, то и препараты эксклюзивные, которых нет в списке бесплатных. Они продлевают Кате жизнь, но не лечат. 

«40–50 тысяч рублей в месяц на то, чтобы обеспечить Катю необходимыми расходными материалами и питанием», – признается Людмила.

Демидовым помогает хоспис «Дом с маяком». Без волонтеров семья просто бы не потянула терапию. Еще у девочки сахарный диабет. Она не расстается с прибором, который подает инсулин и бьет тревогу, если уровень сахара в крови отклоняется от нормы.

«Это инсулиновая помпа, подает инсулин ей. Мы раньше кололи по семь уколов, а сейчас колем только пальцы. Кать, Кать, остановись. Она его не снимает, только когда моется, а так все время с ним», – говорит Людмила. 

Кате еще нужно специальное питание. Каши девочке есть больно, у нее не развит глотательный рефлекс, поэтому мама готовит ей смесь из питательного порошка. А у самой Кати вопреки всему есть мечта.

«Я бы хотела стать поваром настоящим. Мне эта профессия нравится», – говорит Катя и тут же признается, что не знает, как готовить.

«Я когда-то приготовила блюдо какое-то. Маме дала и папе кусочек сыра. Десерт это был», – уверяет Катя.

Девочка хочет найти настоящих друзей и наконец-то перестать ходить по врачам. Еще мечтает, что родители вместо лекарств купят ей очередной конструктор. 

Две семьи – ее и Савелия Крикунова, – с которым встречался президент, роднят разные болезни, но одна проблема: чтобы выжить, нужно мужество, терпение и немало денег. 

Телеканал «МИР» вместе с фондом «Помоги спасти жизнь» сейчас собирает деньги на реабилитацию Савелия Крикунова. Чтобы пересаженная ребенку почка прижилась, необходимы дорогие лекарства. На сегодняшний день не хватает еще 1 млн 540 тысяч рублей. 

Помочь Савелию можно очень просто, отправив короткое сообщение на номер 3434 со словом «ПОМОГАЮ» и суммой перевода.

Зрители телеканала «МИР» уже спасли не одну детскую жизнь. Благодаря вам мы собрали более 8,5 миллионов рублей на лечение тяжелобольных малышей.