«Фильм не о жалости, а о победе»: Риналь Мухаметов – о «Временных трудностях»

17:24 06/06/2018
«Фильм не о жалости, а о победе»: Риналь Мухаметов – о «Временных трудностях»
ФОТО : ТАСС / Прокофьев Вячеслав

«Я родился и сразу умер. Асфиксия. Последствия? Д – Ц – П». Юноша с барабанными палочками выступает перед огромным залом. Как по нотам он разыгрывает три буквы аббревиатуры для своего неизлечимого диагноза: детский церебральный паралич. Сегодня он – успешный бизнес-консультант, а в прошлом – ребенок, которому врачи обещали: «Ты никогда не сможешь ходить, никогда не сможешь говорить, никогда не сможешь жить как все». 

Это кадр из фильма «Временные трудности», премьера которого состоялась накануне на площадке 29-го Открытого фестиваля «Кинотавр». Сюжет биографической драмы завязан на реальной истории российского бизнес-консультанта Аркадия Цукера и его взаимоотношений с отцом, который не смог смириться со страшным диагнозом сына и начал «лечить» его негуманными и жестокими методами. Корреспондент «МИР 24» встретилась с исполнителем главной роли, актером Риналем Мухаметовым, чтобы выяснить, о чем на самом деле фильм «Временные трудности», как актер готовился к роли юноши с ДЦП и о каких ролях мечтает сейчас. 

Риналь, когда режиссер Михаил Расходников предложил вам роль Саши Ковалева, какой была ваша реакция? Были ли какие-то сомнения?

Нет, не было никаких сомнений, потому что сразу после прочтения сценария я понял, что это и моя история. С детства я борюсь с заиканием, и вы сами понимаете, какая это необычная и спорная особенность для актера. 

Какой была подготовка к роли? Сцены о том, как ваш герой выживает во взрослом мире здоровых людей, сыграны очень убедительно.

Я не общался непосредственно с детьми, но у меня есть друзья, которые обладают описанным стилем жизни. Я тщательно изучал видео ребят, в том числе блогеров с синдромом ДЦП, которые подробно рассказывают обо всем, что чувствует ребенок, ограниченный в своих физических возможностях. 

История ясна, она соприкасается со мной лично, я понимал, что и как мне предстояло сказать в кадре, поэтому я был настроен по-боевому.

История фильма «Временные трудности» основана на реальных событиях. Прототип героя – бизнес-консультант Аркадий Цукер, который родился с тяжелой формой ДЦП, но в 17 лет смог создать свою компанию и стать одним из самых востребованных бизнес-консультантов в стране. Как к вашему фильму отнесся он? 

Наш фильм называется «Временные трудности», а не «История Цукера», это важно. Потому что мы снимали фильм на основе его воспоминаний и впечатлений, мы не делали подлинный байопик. 

Наш персонаж Александр не равен человеку Аркадию Цукеру. Это герой с другим характером. Я знал истории блогеров и известных людей, которые смогли добиться результатов в борьбе с синдромом детского церебрального паралича, и старался создать обобщенный образ. 

В «Притяжении» Федора Бондарчука у вас была роль сверхчеловека, который прибывает на Землю с другой планеты. Здесь роль юноши, максимально уязвленного в своем физическом и моральном статусе. Почему такой разброс?

Мой герой в фильме «Временные трудности» – это тоже сверхчеловек. 

Я недавно понял, что большинство моих ролей относятся как раз к образам особенных людей. История Ковалева доказывает, что он в конечном счете тоже «сверх» – личность, человек, борец. Пройдя весь непростой эволюционный путь, он все-таки прощает отца, понимает его позицию и делает выводы, которые переворачивают его профессиональную и личную жизнь. 

Вообще мне кажется, что роли сверхлюдей – это особенный этап в работе актера. Мне безумно нравится чувствовать себя над бытом, над жизнью, которую кто-то нам прописывает и отчасти ощущаю себя таким человеком «не от мира». У меня тоже, как у актера и как у личности, есть проблемы, но это проблемы совсем другого характера. 

И какая роль сейчас есть на примете или в мечтах? 

Я давно мечтаю, чтобы были сняты истории Демона и Тамары, Аида и Персефоны. Хочется в хорошем смысле этого слова «пошаманить».

На мой взгляд, это настоящий подарок, если какому-то актеру такой режиссер, как Кирилл Серебренников или Рустам Хамдамов предложит сыграть историю героя из мифологического поднебесья. Для меня это просто бездна, в которой можно творить и расти. 

Как вам работалось в компании опытных актеров – Ивана Охлобыстина, Яна Цапника, Ирины Пеговой?  

Думаю, что без Яна Цапника не сложилось бы этого тандема отец – брат, который был крайне важен для понимания мотивации героев-мужчин.

Мощный женский образ наставника и помощника создала Ирина Пегова. Конечно, я понимал, в каком звездном составе будут идти съемки. Сначала при обращении с Яном я даже не мог не обращаться к нему на «вы», пока он не сказал: «И чего ты мне тут «выкаешь», давай на «ты».   

Иван Охлобыстин сам в жизни многодетный отец, и во «Временных трудностях» он сыграл деспота, человека, который поступает с неизлечимо больным ребенком как минимум негуманно. Как вы относитесь к его образу? 

Мне его жалко, потому что такое, к сожалению, происходит часто, когда сильные и мужественные люди впадают в отчаяние. 

Зрители, которые решат осудить режиссеров и создателей фильма за показ негуманных сцен обращения отца с сыном (например, когда Иван Ковалев вываливает на кровать Саши полное ведро с мусором за то, что он вовремя его не вынес или толкает по лестнице инвалидную коляску), сами повторяют действия отца в кино. 

Человек, у которого не ходят ноги, человек, который борется с сильной формой заикания или с детства поражен церебральным параличом, всю жизнь мечтает только о том, чтобы его воспринимали на равных с другими людьми. Если кто-то перед ним начнет кричать и суетиться со словами: «Пропустите его!», он скажет: «Успокойтесь, все нормально». 

Больная любовь только усугубляет их положение и ощущение себя в этом мире. Фильм как раз про то, в какие крайности впадает человек, одержимый больной любовью к другому, человек, который в рьяном желании помочь, переходит грань пространства другого человека. 

Зрителей только ожидает премьера этого фильма. Какое обращение к ним есть у вас: для кого этот фильм и чему он учит? 

Это фильм об универсальных и простых ценностях: любви и вере. Поэтому он ориентирован как на детей, так и на родителей, и не только на тех, кто живет определенным стилем жизни. Это касается всех людей, не только заблудших пап и мам, которые не знают, как жить с собственным ребенком, больным от рождения или пережившим тяжелую травму в детстве. 

Им стоит помнить, что их особенный ребенок уже родился сильной личностью, но рядом с ним им придется быть еще сильнее духом. Это фильм совсем не про жалость, как может показаться кому-то, а про победу, про то, как родители должны давать своему ребенку – обычному или особенному – развиваться в адекватных условиях. Не в слепой и не в больной любви, любовь должна быть настоящей.