Станислав Говорухин – режиссер и гражданин

19:26 17/06/2018

Режиссера Станислава Говорухина в субботу похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве с воинскими почестями. В Преображенской церкви храма Христа Спасителя прошла церемония прощания. Розы принес и президент России Владимир Путин. «Искусство политики и искусство режиссуры – это смежные области», – говорил Говорухин. Режиссер и гражданин. Оба слова с большой буквы.

«Я познакомился с ним не так и давно – в конце 2011 года, познакомился близко. Для меня было большим удовольствием и большой честью. Важна была, как оказалось, не его административная либо даже политическая поддержка как депутата Государственной думы. Для меня важна была моральная, нравственная поддержка. Его звезда будет ярко светить на небесах, и миллионы людей будут помнить о нем. И в моем сердце он останется навсегда», – сказал Путин.

Создатель культового «Место встречи изменить нельзя», он открыл зрителю Владимира Высоцкого еще в «Вертикали». Он всегда чувствовал «нерв страны» – и когда первым в 1990-е годы сделал документальный фильм для широкого экрана. «Так жить нельзя» повторяла за Станиславом Сергеевичем вся страна.

«Вертикаль» – романтическая киноповесть. Первая работа режиссера Говорухина. Именно в этой картине зритель впервые увидел титры «Автор и исполнитель песен Владимир Высоцкий». Но за право снять его в главной роли Говорухину пришлось побороться.

«Высоцкого не разрешали снимать. Только благодаря Станиславу Сергеевичу Высоцкому разрешили сниматься в этой картине. И песни все родились для этой картины. Без них не было бы этого фильма», – говорит народная артистка РСФСР Лариса Лужина.

Через 12 лет Говорухину снова пришлось отстаивать Высоцкого – на роль Жеглова в «Место встречи изменить нельзя». Против артиста было тогда не только киноруководство, но и авторы романа, по которому снимался фильм. Изначально Жеглов – высокий плечистый красавец, которому нет и 30. А Высоцкий совершенно другого склада.

«Я подумал, что он мог бы быть и таким. И Вайнеры, как выяснилось, тоже так подумали, что необязательно он должен быть таким цыганистым, крупным, с завитой башкой. Потому что главное – это внутренняя энергия», – говорил народный артист России.

Премьера «Место встречи» стала сенсацией осени 1979 года. Улицы городов пустели. Коммунальщики фиксировали снижение расхода воды, а милиционеры – уровня преступности. Станислав Говорухин снимался и сам. Первый опыт – роль немецкого офицера в своем же фильме «Белый взрыв». Но настоящий актерский успех принесла лента «Асса» режиссера и хорошего приятеля по ВГИКу - Сергея Соловьева. На роль криминального авторитета Крымова, этакого удалого и смекалистого хозяина жизни, образ Говорухина подошел идеально.

Простой и прямолинейный, с дворянской статью и без фальшивого лоска – таким помнят коллеги не режиссера, а человека Говорухина. Он не имел никакого распорядка дня и признавался, что чувствует себя прекрасно. Любил настоящую русскую еду и ел ее, в основном, на ночь. Курил трубку, пил много кофе, играл в шахматы и бильярд. И не прочь был пропустить рюмку-другую.

«То, как он выпивал рюмку водки за обедом, это было настолько по-русски, это было настолько широко, это было настолько душевно, это было никак не связано с алкоголем и вредными привычками. Это было его восприятие настоящей жизни», – говорит председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев.

«Со своей трубкой проходит по «Мосфильму». Вот так разговаривает через губу: здравствуйте. О боже мой, Станислав Сергеевич, здравствуйте. Выдыхает дым – и пошел дальше. Корабль такой, эсминец», – говорит актер театра и кино Борис Каморзин.

В 1990 году Говорухин пробует себя в новом жанре – в документальной публицистике. Фильм «Так жить нельзя» стал своеобразным политическим манифестом. Так режиссер Говорухин сделал свой первый шаг в политику.

Еще никто так открыто и честно не показывал то, о чем привыкли молчать, – разруху, преступность и коррупцию, мертвую экономику и нищий народ.

«Он дал нам ответ – свой ответ, как надо жить. Жить надо нравственно, жить надо честно и надо уметь сопротивляться злу», – говорит заслуженная артистка РСФСР, депутат Госдумы Елена Драпеко.

Обостренное чувство справедливости вылилось в новую картину – гимн борьбе с коррупцией «Ворошиловский стрелок». О том, как пенсионер и ветеран, защищая внучку, стал народным мстителем.

С 1993 года Станислав Говорухин в Государственной думе – занимался вопросами культуры, в Думе первого созыва возглавлял комиссию по расследованию причин конфликта в Чечне.

«Он нечасто высказывался, но его мнение по любому закону, конечно, учитывалось и, конечно, влияло на принятие закона. И, по моему мнению, влияло так, как надо», – говорит режиссер, народный артист России, депутат Госдумы Владимир Бортко.

В 2000 году Говорухин участвовал в президентских выборах. Позже сам назвал это «дуростью». Но тогда очень хотел помочь России. Поднять экономику обещал с помощью полезных ископаемых. Он, геолог по первому образованию, знал, какие богатства есть в стране.

А в 2011 году он первым предложил выдвижение Владимира Путина в президенты России. Позже Говорухин стал главой его предвыборного штаба, контролировал ход кампании. Как сопредседатель Общероссийского народного фронта участвовал во всех форумах. На одном из них, в Петербурге, даже сыграл с президентом в блиц.

- Кому на Руси жить хорошо? – Режиссерам и другим представителям творческих профессий. – Ладно, годится.

При такой активности в политике Говорухин не забывал о своей профессии, которой отдал 48 лет своей жизни.  Последней его режиссерской работой стал фильм по произведениям писателя Сергея Довлатова с таким символичным названием «Конец прекрасной эпохи».

Здесь нет Говорухина-бунтаря и правдоруба. Это лирическая ода молодости. Она не только о довлатовских персонажах, но и немного о самом режиссере, о времени, когда он подарил зрителю свои бессмертные шедевры.

«Я чувствовал все время поддержку своих зрителей. Только они проверяли меня все время: а конец будет хороший? Хороший, хороший, обязательно хороший...», – говорил Говорухин.