Здесь будет город-сад, или Мусорная революция

19:38 17/06/2018

Как это ни удивителльно, но мусор практически вечен. К примеру, алюминиевые банки из-под пива или лимонада разлагаются целых 500 лет. Если бы мы отмотали время назад, то попали бы в эпоху еще до Ивана Грозного. На втором месте пластиковые бутылки, они могут пролежать на поверхности земли 200 лет. На третьем месте резиновые покрышки. Далее в рейтинге фольга, электрические батарейки и аккумуляторы. Дерево и старая обувь разлагаются примерно десять лет, офисная бумага – два года, а вот картон около трех месяцев. Быстрее всего исчезают пищевые отходы и помет животных. Надо понимать, конечно, что мусор мусору рознь. Те же самые пальчиковые батарейки крайне опасны, лишь одна способна отравить 20 квадратным метров почвы, на этой площади не вырастут как минимум два дерева и не смогут жить тысячи дождевых червей, а значит экосистема будет нарушена. 

При всем при этом мусора на Земле с каждым годом становится все больше и больше. Многие мусорные полигоны сильно перегружены, а еще сотни закрыты. Такие территории долгое время считались безнадежно потерянными. Их просто огораживали и забрасывали. Это может показаться невозможным, но на самом деле на месте свалки может появиться город-сад. Современные технологии это позволяют. Как это приживается в России, выяснял корреспондент «МИР 24» Родион Мариничев.

Погулять с собакой, пожарить шашлыки, а зимой покататься на ватрушках… На карте Санкт-Петербурга это место обозначено как Яблоновский сад. Разбит на месте одной из крупнейших городских свалок. 

«Раньше была почва 50 сантиметров, и ее всю вымыло. С прошлых времен остались гудрон, кирпич, бетон», – говорит руководитель экологической организации «Зеленый фронт» Сергей Виноградов. 

Если посмотреть на спутниковый снимок полувековой давности, отчетливо видны горы мусора. Его сюда начали свозить еще в конце 19-го века. Свалка здесь существовала почти сто лет. В середине 80-х, когда начали застраивать этот микрорайон, вековую мусорную кучу решили превратить в парк. Это был один из первых в СССР подобных проектов. Сюда привезли грунт, начали прокладывать дорожки, но потом грянула перестройка, и несостоявшийся парк до сих пор, по сути, неблагоустроенный пустырь. Городские власти подумывают превратить сад в современный парк. Проект уже готов, вопрос только в деньгах.

«С такими территориями сталкиваются все крупные города, потому что это ландшафт, который складывался последние 50–60 лет. Вокруг огромный спальный район, который испытывает очень большой дефицит в общественных пространствах, в парковых пространствах», – отмечает доцент кафедры дизайна архитектурной среды СПБГАСУ, автор проекта Светлана Данилова. 

Парковое пространство – это то, чего так не хватает и новому московскому району Некрасовка. Сейчас жителей здесь уже под 100 тысяч, а в ближайшие годы население удвоится. Главная зеленая зона – мусорный полигон.

«Шиповник, яблони, зайцы бегали. Прямо на свалке был уголок живой природы», – рассказывает местная жительница Анастасия Расторгуева. 

Полигон здесь действовал до 2010 года, и вот теперь его превращают в зону отдыха. Это будет то ли ландшафтный парк, то ли горнолыжный склон, то ли все сразу. Но потребуется время, несколько лет. Первый этап работы – выравнивание откосов.
 
«Сейчас они дегазацию делают. И на всякий случай, во избежание каких-то чрезвычайных ситуаций, наверное, решили не делать какие-то площадки и так далее», – отметил депутат совета депутатов муниципального округа Некрасовка Дмитрий Шувалов. 

В России примерно 1100 легально действующих мусорных полигонов. Они занимают 4 миллиона гектаров. Это сопоставимо с площадью Московской области. Многие свалки почти полностью исчерпали ресурс. 
  
«Вся страна у нас фактически в нерекультивированных полигонах. Если учесть, что осталось с постсоветских времен, с оборонки, от военных сокращений, все, что было в 90-х годах сброшено, – это еще один пласт, которым необходимо заниматься сейчас», – заявил председатель правления ОО «Зеленый патруль» Андрей Нагибин. 

А вот эта подмосковная свалка прославилась на всю страну. Полигон Кучино в Балашихе в прошлом году закрыли по решению президента Владимира Путина.

«У нас здесь будет источник энергии. У нас свалочный газ за 20 лет будет давать около 5 мегаватт электричества и 5 мегаватт тепла», – говорит генеральный директор компании-рекультиватора Оливер Кайзер. 

Газовая электростанция и ландшафтный парк в одном флаконе – примерно так в конце концов должен выглядеть бывший полигон. Откосы сейчас накрывают пленкой, чтобы пахли не так сильно, а затем сюда привезут грунт – начнут сажать траву и кустарники. 
 
«После стабилизации тела полигона проходит два-три года. Здесь, я думаю, будет быстрее, потому что старый полигон. После этого можно здесь начинать делать какие-то вещи», – отмечает генеральный директор проектной организации по рекультивации полигона Борис Трушин. 
 
Закрытым свалкам давно научились давать вторую жизнь. Вот, например, Фрешкиллс-парк в Нью-Йорке. Трудно поверить, что еще 17 лет назад здесь находился самый крупный в Америке мусорный полигон. Парк Ариэля Шарона в Израиле – тоже бывшая свалка, а теперь одна из видных достопримечательностей. Долина Джоанн около Барселоны много лет была завалена отходами. Мусорные кучи рекультивировали и органично вписали в горный пейзаж. 

Угол наклона – 25 градусов, перепад высот – 56 метров, длина – четверть километра. Это горнолыжный склон с видом на Москву. Условия катания не хуже, чем в Сочи, причем этот склон – рукотворный. Сюда несколько десятилетий подряд свозили строительный лом и грунт.

«Это строительный лом пятого класса опасности. То есть это бетонный бой от разбора зданий, кирпич, какие-то перекрытия», – говорит начальник отдела природопользования управления экологии администрации городского округа Балашиха Мария Кудрявкина. 
 
Такой мусор не пахнет и не разлагается, а значит, его можно использовать как стройматериал. Получается одновременно и действующий горнолыжный комплекс, и полигон.

«За счет взаимовыгодного сотрудничества города и склона идет его формирование. То есть сюда завозят строительный грунт, с помощью которого делают склоны различной конфигурации», – рассказывает инструктор по горным лыжам Борис Маричук.

Это, пожалуй, один из самых успешных в России и уже реализованных проектов превращения свалки в крупную зону отдыха. Делать это было бы проще, если бы на полигоны изначально свозили только так называемые мусорные хвосты: отсортированные и частично переработанные отходы. 

«Первого января 2019 года у нас вступит в силу закон о том, что никакой мусор не будет приниматься без предварительной сортировки», – отмечает Нагибин.
 
Свой вклад в ликвидацию свалок может внести каждый. Главное привыкнуть сортировать отходы. Мусорная революция процесс не быстрый, но он уже запущен. 

Мусор – вопрос важный и чрезвычайно острый, и решение этой проблемы нельзя откладывать на потом. В одной только России в год появляется 70 миллионов тонн отходов. Чтобы вывезти такую гору мусора, нужно 7 миллионов «КамАЗов». А чтобы не плодить свалки, нужно строить мусороперерабатывающие заводы. Это важное условие, чтобы улучшить экологическую ситуацию в стране. Об этом в очередной раз напомнил Владимир Путин 7 июня на «Прямой линии». 

«До 2024 года мы должны построить 200 заводов по утилизации отходов, а вся программа рассчитана на строительство 238 заводов. При этом речь, безусловно, идет не о каких-то керосинках, которые только ухудшают экологическую обстановку при сжигании отходов, а речь идет о предприятиях самых современных, с новейшими технологиями», – подчеркнул глава государства.