Строительство Беломоро-Балтийского канала – одна из ключевых страниц в истории российского флота. Все полярные экспедиции проходили по Северному морскому пути, он же стал единственной связью СССР с союзниками во время Великой Отечественной войны. Как и для чего строился знаменитый канал имени Сталина? И где хранится разгадка гибели печально известного конвоя PQ-17?
Иосиф Сталин был в ярости. Беломоро-балтийский канал, который ему с гордостью показывали строители, оказался совсем не таким, каким его планировали построить военные эксперты. Тяжелые военные корабли были не в состоянии по нему пройти.
Дело в том, что канал длиной 227 километров со сложными гидротехническими сооружениями, менее чем за два года вырыть было невозможно. А рапортовать было надо. И тогда ответственные за строительство велели рыть канал значительно мельче и уже, чем было предусмотрено проектом. Главная задача, для которой и строили канал, была не выполнена.
«Беломоро-Балтийский канал по сути дела был построен для маневра кораблей из Балтики на Север, но построили его так, что он был маловат для серьезных судов. Максимум, что можно было через него перебрасывать – миноносцы и подводные лодки», – отмечает доктор исторических наук Андрей Судариков.
Со стратегической точки зрения, канал предоставил возможность связать Белое и Балтийское моря и организовать оборону северных рубежей государства. До этого времени арктическое побережье практически не было защищено от возможного вторжения. Сталин знал о неизбежности будущей войны с Германией и всячески укреплял флот, в том числе и северный.
Для этого в 30-е годы прошлого века в СССР прорабатывалась программа строительства военного флота. По ней на Ленинградских верфях создавался целый ряд крупных кораблей: линейных, крейсеров и других, а для переброски их из Ленинграда на север и строился Беломорский канал.
«В 1933 году корабли прошли через Беломоро-Балтийский канал на север, и вот пока они шли, появилось распоряжение начальника штаба РПК о создании северной военной флотилии», – рассказывает директор Российского государственного исторического архива Сергей Чернявский.
Защита северных рубежей была обоснована еще Иваном Грозным, но тогда проект не был завершен. Массовое освоение севера и строительство его обороны начал император Петр I, который заложил судостроительные верфи в Архангельске.
Опорой обороны севера стали монастыри. На Соловецкий монастырь в то время кто только не нападал: и шведы, и англичане, и немцы, и голландцы. Но все атаки были отбиты. В 1700 году попытку захвата Архангельска с моря предприняли шведы, но поморы на своих кочах смогли остановить вторжение. После этого атаки на наши северные рубежи предпринимали все, кто только мог.
«Русский север пытались атаковать все, но все получали по заслугам. Это к вопросу о том, почему нас некоторые в Европе так не любят. А за что нас в контексте международной политики «любить»? Во все времена приходящий враг получал сильный отпор. Это отложилось на генетическом уровне, что с Россией лучше не связываться», – добавляет эксперт.
После вступления России в Первую мировую войну вдруг выяснилось, что страна оказалась отрезанной от морских коммуникаций. Немцы надежно блокировали Балтийское море; Черное море оказалось перекрыто союзной Германии Турцией. Единственное, что оставалось, – русский север.
До войны в этом регионе не было военных кораблей. Царское правительство срочно начало строительство Мурманского порта и флотилии для защиты единственной артерии, связывающей Россию с союзниками. Многие слышали про полярные конвои в годы Великой Отечественной войны, но мало кто знает, что предтечами этих конвоев стали караваны судов еще в Первую мировую.
Наши моряки тщательно охраняли Северный путь. Все ледовые полярные экспедиции работали прежде всего для обеспечения нужд флота и авиации.
Помимо научных исследований, полярники обеспечивали радиосвязь и давали прогноз погоды для самолетов. Знаменитый перелет Чкалова в Америку через Северный полюс должен был проверить возможность постоянной трассы для военных поставок из США в СССР на случай войны с Германией.
Немцев тоже интересовали полярные трассы. Летом 1940 года по торговому соглашению между СССР и Германией они попросили пропустить по Севморпути несколько своих кораблей. Советское руководство всячески отказывалось, но наконец, все же согласилось пропустить один корабль. Рейдер «Комет» прошел всю трассу, постоянно фотографируя путь. Он собрал ценные гидрографические данные, что уже через год очень помогло немцам в полярных сражениях.
С началом Великой Отечественной войны Северный морской путь стал единственной связью СССР с союзниками. Но полярные конвои не всегда доходили до порта назначения. Премьер-министр Великобритании сэр Уинстон Черчилль с трудом скрывал торжество. Теперь ему было что сказать в ответ на упреки Сталина о том, что союзники не выполняют своих обязательств по ленд-лизу. Правда, ради этого пришлось пожертвовать парой десятков судов с грузами, но игра стоила свеч.
Вообще, когда требовалось, британские лорды легко шли на жертвы. Вспомним историю с бомбежкой люфтваффе английского города Ковентри, когда британцы знали о предстоящем налете, но дали немцам спокойно уничтожить город, лишь бы те не поняли, что англичанам давно известны их шифры.
Так что история с конвоем PQ-17 прекрасно вписывалась в стратегию Уинстона Черчилля. Он с самого начала выступал против полярных конвоев, которые перевозили в СССР военное вооружение и технику, необходимую британцам на других фронтах. 18 июля 1942 года британский премьер заявил Сталину, что не считает правильным рисковать своим флотом, поэтому конвоев пока не будет.
«Факт был в том, что они остались в открытом море, и им дали распоряжение добираться своим ходом туда, куда они смогут добраться. Два транспорта вернулись в Исландию, двадцать с лишним погибло от ударов военной авиации и 11 все же дошли до Архангельска благодаря усилиям нашего флота, ведь мы были кровно заинтересованы в том, чтобы и транспорт пришел, и чтобы груз был невредим. После этого Великобритания до конца 1942 года прекратила поставку конвоев в Заполярье», – отмечает директор Российского государственного исторического архива Сергей Чернявский.
В 1952 году Сталин подписывает секретный приказ о создании первой советской атомной подводной лодки. Американцы начали работы по созданию атомных субмарин раньше на четыре года. Первая американская АПЛ «Наутилус» была спущена на воду в 1954 году.
В этом году исполняется 60 лет со дня вхождения в строй Северного флота первой советской атомной подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол». С этого момента флот становится атомным, ракетным и океанским.
«Создание атомной подводной лодки было настолько секретным, что поначалу к проекту даже не подключили моряков, только атомщики работали. Тогда же появилась идея о гигантской суперторпеде», – поясняет доктор исторических наук Андрей Судариков.
В советское время Северный флот развивался как многоцелевой океанский. В 1966 году эскадра атомных подводных лодок совершила беспримерный кругосветный поход протяженностью 20 тысяч миль, причем, наши лодки прошли весь путь в подводном положении. И даже после развала СССР, когда Арктика оказалась в полном запустении, наши подводники показывали чудеса мастерства и мужества.
«Это единственный океан в мире, где лодки могут ходить незамеченными из космоса, а там через лед – нет», – рассказывает почетный полярник, председатель Полярной комиссии РГО Виктор Боярский.
В 90-е годы прошлого века подводные лодки ВМС США настолько осмелели, что спокойно плавали в наших северных морях. Но в феврале 1992 года американская подводная лодка «Батон Руж», как обычно, плыла у нашего побережья, но неожиданно получила сильный удар в корпус. Оказывается, наша подводная лодка проекта «Барракуда» протаранила незваную гостью так, что американцы еле доползли до базы в Норвегии.
Основной ударной силой Северного флота являются атомные подводные ракетоносцы, которые способы дать адекватный ответ на любые происки. Преимущество нашего Северного флота в том, что подводные силы могут легко уйти под лед, а там лодку не засечь никакими средствами – ни со спутника, ни с самолета.
Более того, наши лодки гораздо тише американских, и их вообще трудно обнаружить. Не так давно появилась информация о том, что английская подводная лодка не смогла выпустить ракеты по Сирии, так как рядом маневрировали две российские лодки, которые она не могла засечь. Не зря их называют «черными дырами».
Новые выпуски программы «Секретные материалы» каждую субботу в 8:00 на телеканале «МИР».