Зачем ведущие студенческие театры мира приехали в Москву

20:29 24/08/2018
Зачем ведущие студенческие театры мира приехали в Москву
ФОТО : предоставлено организаторами фестиваля

В Москве завершился VI Московский международный фестиваль университетских и молодежных театров. Он проходил в рамках XII Всемирного конгресса Международной ассоциации университетских театров (AITU-IUTA), который в России состоялся впервые. В этом году его организатором выступил московский театр МОСТ (первый студенческий театр России со статусом «государственный»). Первый заместитель директора театра МОСТ Елена Кузьмакова рассказала, чем запомнились зрителям постановки начинающих режиссеров и актеров.

В этом году у фестиваля появился экспертный совет, в который вошли опытные театральные режиссеры театра и критики. Они отобрали для итогового показа восемь наиболее значимых с художественной точки зрения постановок.

«Нам приятно, что спектакли смогли посмотреть около двух тысяч человек из 30 стран. Мы были рады видеть участников из других стран, которые во многих случаях продемонстрировали высокопрофессиональное творчество. Все спектакли были очень разными, с абсолютно непохожим настроением и содержанием. Наиболее экзотичной, пожалуй, оказалась постановка «Как пришла любовь к Хуану Тамаду» театра Tanghalang Pilipino из Филиппин. Зрители реагировали очень бурно на этот спектакль, было видно, что актеры сумели погрузить их в особую атмосферу постановки. Одни гости говорили, что сумели почувствовать молодую фонтанирующую энергию, напитались ею для своей повседневной жизни. Другим просмотр спектаклей, наоборот, помог отключиться от дел и забот. Я уверена, что особые эмоции подарила каждая постановка», – рассказала Кузьмакова.

Также она отметила постановку молодежного кемеровского театра «Карман», где все актеры имеют техническое образование. «В «Триптихе» у актеров нет реплик, действие спектакля разворачивается при помощи хореографии, пластики, акробатики и самых передовых современных технологий. А новаторство и умение сочетать разные жанры Студии-театра «Манекен» из Челябинска, сыгравшего спектакль «Cafe», не может не восхищать», – объяснила Кузьмакова.

Фестиваль показал, что между студенческим и профессиональным театром возможен взаимообмен. Учиться здесь может каждый – и дилетант, и мастодонт. Среди участников были наиболее репрезентативные молодежные театры, у которых могут учиться даже профессионалы театрального искусства, пояснил художественный руководитель столичного театра МОСТ Евгений Славутин:

«Новые высказывания молодежных коллективов берут на вооружение профессиональные театры. Не надо забывать, что история всего театра вырастала из университетских – возьмите тот же Малый театр!».

Среди документальных спектаклей экспертный совет особо отметил постановку «Человек, перешедший реку», которую привез в Москву лауреат множества фестивалей, белорусский театр «Документа». По словам Кузьмаковой, в дальнейшем любой театр из стран СНГ сможет подать заявку на участие в фестивале, поскольку у мероприятия международный формат.

«У нас с Белоруссией давняя дружба, мы регулярно приезжаем в Минск со спектаклями, теперь коллеги приехали к нам. А вообще у международной ассоциации университетских театров нет ограничений, театр любой страны мира может подавать заявки на участие в фестивалях, которые проходят в рамках Конгресса», – подытожила Кузьмакова.

Фото: Валерий Незымаев