«Ястреб» внешней политики. Путь «вечного» сенатора от Аризоны Джона Маккейна

14:03 26/08/2018

Один из самых воинственных и решительных американских политиков – «вечный» сенатор от штата Аризона Джон Маккейн – ушел из жизни накануне, 25 августа, не дожив четырех дней до своего 82-летия. В своем последнем бою бывший военный летчик, прошедший Вьетнам, победить не смог: после года борьбы злокачественная глиобластома – опухоль мозга – оказалась сильнее. За день до смерти он отказался от лечения и умер в окружении близких. «МИР 24» вспомнил жизненный путь «ястреба внешней политики» США.

Военный по наследству 

Джону Маккейну было суждено стать военнослужащим задолго до его рождения. Имя Джона Сидни Маккейна носили его отец и дед. Они оба были четырехзвездными адмиралами ВМС США и воевали во Второй мировой войне. А сам Джон Маккейн, будучи носителем этого имени в третьем поколении, родился на военной базе «Коко Соло» в Панаме.

Маккейн закончил Епископальную высшую школу, а затем поступил в Военно-морскую академию в Аннаполисе, штат Мэриленд, которую окончил в 1958 году. Затем он прошел обучение в летной школе и уже в 1960 году служил летчиком на авианосцах в Карибском море.

Августовский путч 26 лет спустя

Весной 1967 года будущий сенатор отправился на войну во Вьетнаме на авианосце «Форрестол». В октябре его самолет был сбит над Ханоем и летчик попал в плен, в котором он провел пять лет. В лагерях и тюрьмах Маккейн потерял 26 килограммов и поседел, за что получил прозвище «Белый торнадо». За военные заслуги Маккейн позже был награжден медалями «Бронзовая звезда», «Серебряная звезда», «Пурпурное сердце» и Крестом военно-воздушного флота за выдающиеся летные достижения.

Джон вернулся на родину в 1973 году и продолжил службу. На следующий год он окончил Национальный военный колледж в Вашингтоне и уже с 1977 года работал директором отдела по связи с Сенатом в Министерстве ВМС США. Понимая, что многочисленные серьезные травмы, полученные во время войны, не позволят ему продолжить «семейное» военное дело, в 1981 году ушел в отставку в звании капитана I ранга.

Фото: Ron Sachs, Zuma\TASS

Начало политической карьеры

Маккейн вступил в ряды республиканской партии в 1982-м, и в этом же году был избран от штата Аризона в Палату представителей, а через два года – переизбран. Этому способствовало его «пророческое» заявление о бесперспективности присутствия американских военных в Ливане. Через месяц в бейрутских казармах произошел взрыв, который унес жизни многих солдат. 

Кроме того, конгрессмен был защитником прав коренного населения Америки, на проблемах которого специализировался в Палате представителей. Ему удалось добиться подписания в 1985 году закона об экономическом развитии индейских территорий, обратив на себя внимание широких слоев населения и «прорубив» себе тем самым путь в Сенат.

Шестикратный сенатор от Аризоны и кандидат в президенты

Свое знаменитое место сенатора от Аризоны в верхней палате Конгресса США он впервые занял уже на следующий год, и позднее переизбирался на этот пост пять раз — в 1992, 1998, 2004, 2010 и в 2016 годах, с каждым разом получая все больше голосов, за исключением 2010 года. При этом за него голосовали даже представители Демократической партии в Аризоне. В 1995-1997, а также с 2005 по 2007 год Маккейн возглавлял сенатский комитет по делам индейцев, а также комитет по торговле и транспорту в 1997-2001 и в 2003-2005 годах. 

Джон Маккейн дважды баллотировался в президенты США: в 2000 и в 2008 году, однако оба раза потерпел неудачу. В 2000 году он вышел из гонки на праймериз, проиграв в большинстве штатов сопартийцу Джорджу Бушу-младшему, а позже сам поддерживал его кандидатуру в 2004 году.

В 2008 году старт Маккейна был более успешным: на праймериз он победил во многих наиболее значимых для голосовании штатах, таких как Нью-Йорк, Калифорния, Вашингтон, Иллинойс и других штатах. Однако на всеобщих выборах проиграл кандидату от демократов Бараку Обаме: Маккейн получил 45,7% голосов против 52,9% у соперника.

Взгляды «ястреба»

Несмотря на то, что Маккейн заявлял о верности Республиканской партии, многим он запомнился как самостоятельный политик, который не боялся идти наперекор консервативным соратникам. Так, он выступал против запрета на однополые браки и за федеральное финансирование программы по исследованию стволовых клеток, а также за либерализацию иммиграционного законодательства. 

Фото: Rok Rakun, Zuma\TASS

Однако во внешней политике сенатор отстаивал традиционную для республиканцев жесткую линию. Политик критиковал Билла Клинтона за нерешительные действия в конфликте в Косово, поддерживал присутствие американских военных в Ираке и выражал недовольство слабой позицией Барака Обамы относительно сирийского конфликта. В апреле 2017 года 
Маккейн поддержал решение Дональда Трампа нанести ракетный удар по авиабазе в Сирии.

Маккейн являлся одним из самых агрессивных и воинственных «русофобов» в Соединенных Штатах. Он предлагал исключить Россию из состава «большой восьмерки», а также создать аналог ООН без участия Китая и России. Политик неоднократно обвинял российское государство в посягательстве на американскую демократию и права человека, а также во вмешательстве в президентские выборы в 2016 году. Тем не менее, при всех своих агрессивных высказываниях Джон Маккейн называл себя «оптимистом, даже когда дело касается России».

«На самом деле он для меня даже немножко симпатичен. Он симпатичен мне своим патриотизмом и своей последовательностью в защите интересов своей страны. Люди с такими убеждениями, как сенатор, живут еще в старом мире и не хотят взглянуть в будущее, не хотят понять, как быстро меняется мир, не видят реальных угроз и не могут переступить через свое прошлое, оно все время тащит их за собой назад», – говорил о Маккейне российский лидер Владимир Путин в фильме Оливера Стоуна.

Самый важный урок жизни

«По иронии судьбы, для того, кто так долго отстаивал свою индивидуальность в качестве первой и лучшей защиты от всякого рода оскорблений, я обнаружил, что вера в себя оказалась наименее грозной силой, которой я обладал, когда в одиночку противостоял бесчеловечности, организованной сильнее, чем можно представить.  Вера в себя была важна, и остается важной для самооценки. Но будучи в тюрьме я обнаружил, что вера в самого себя, отделенная от других, более важных привязанностей, в конечном счете не сравнится с жестокостью, которую могут придумать, будучи полностью свободными от уважения к человеческому достоинству, данному Богом. Это, пожалуй, самый важный урок, который я когда-либо узнавал...», -  отмечал Джон Маккейн.