Сегодня все православные верующие отмечают Ореховый, или Хлебный Спас – день, когда на Руси принято было приносить в храм плоды своего труда: освящать орехи и первый хлеб, выпеченный из муки нового урожая.
Церковное название этого праздника – перенесение Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа из Едессы в Константинополь. Этот праздник всегда высоко почитался именно Русской православной церковью. Икону с изображением Нерукотворного образа Иисуса можно увидеть в каждом православном храме. Его вышивали на знаменах русской армии и на хоругвях (религиозных знаменах).
В это день церковь вспоминает события, которые произошли в 944 году. По легенде, при жизни Христа о его чудесах и совершаемых им исцелениях узнал правивший в сирийском городе Едессе царь Авгарь. Он был поражен проказой и мечтал исцелиться. И послал он ко Христу своего живописца Ананию, чтобы тот изобразил Сына Божьего. Однако тот не мог пробраться через толпу, чтобы подойти к Спасителю. Тогда Иисус сам позвал к себе художника, назвал его по имени и пообещал Авгарю исцеление. А затем велел принести ему воду и кусок полотна – убрус. Спаситель умыл лицо, отер его, и на полотне четко отобразился его божественный лик, да так, как не нарисует ни один художник.
Этот убрус с ликом Спасителя, который стали называть Спас Нерукотворный, живописец привез Авгарю в Едессу, и тот исцелился. После этого Авгарь повелел прибить холст на доску и водрузить святыню над городскими воротами. Однако, когда вслед за Авгарем к власти пришел царь-язычник, то святыню спрятали, замуровав ее в нише городской стены. С тех пор прошли века, но память о святыне сохранилась. И вот в 544 году едесскому епископу явилось откровение свыше, где искать нерукотворный образ Спасителя. Кладку разобрали, и холст был найден прекрасно сохранившимся.
Нерукотворной образ стал главной христианской святыней города Едессы, где пробыл вплоть до 944 года. А затем император Константин выкупил его у эмира – тогдашнего правителя города – и перенес в Константинополь. С тех пор день, когда мы вспоминаем это событие, называют третьим Спасом, или Спасом на холсте.
А ещё православные верующие дополняют этот праздник тем, что собирают и приносят в храм первые плоды своей деятельности, своих трудов в этом мире. По древней традиции прихожане приносят с собой в храм для освящения хлеб из муки нового урожая, чтобы показать, что собирая плоды земли, они думают не только о себе, но и хотят, чтобы они были свидетельством Божьей силы и Божьей любви к ним.
Подробнее в сюжете: Русская православная церковь (РПЦ)