«Стать другим»: сколько личностей скрывается в каждом?

17:06 18/09/2018
«Стать другим»: сколько личностей скрывается в каждом?

Диссоциативное расстройство идентичности (или расстройство множественной личности), также именуемое в народе раздвоением личности – явление, не так часто встречающееся в быту, но довольно популярное в мировом кинематографе. За последние десятилетия в прокат вышло множество фильмов, герои которых совмещают в себе две или более «персон», эго-состояний. Часто эти субличности друг с другом даже не знакомы, могут иметь разный пол, возраст, национальность, темперамент, интеллект, мировоззрение, по-разному воспринимать одни и те же события и даже конфликтовать.

Из этой же оперы – готический роман шотландского писателя Роберта Ственсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», который был неоднократно экранизирован.

Когда включается одна «личность», она не помнит, что происходило, пока была активна другая. К причинам такого расстройства относят тяжёлые эмоциональные травмы в раннем детстве, повторяющееся физическое, сексуальное или эмоциональное насилие, психические заболевания. Принято считать, что все это является крайним проявлением диссоциации – механизма психологической защиты, при котором человек начинает воспринимать происходящее с ним так, будто это происходит с кем-то посторонним, защищаясь таким образом от избыточных, непереносимых эмоций. Чрезмерная активация данного механизма ведет уже к диссоциативным расстройствам.

Некоторые эксперты считают, что все это – не более, чем фантазии Голливуда, другие приводят в пример Агату Кристи, которая якобы страдала от диссоциативной фуги (одного из проявлений истерического невроза) и некоторое время считала себя другим человеком. Сам термин Fuga переводится как «бегство»: больные часто переезжают в другой населенный пункт, полностью забывают всю информацию о себе, вплоть до имени, но во всех прочих отношениях – не считая амнезии – ведут себя абсолютно нормально. Якобы после измены мужа у Кристи и начались проблемы с психикой, однако, по другой версии, хитроумная писательница прекрасно отдавала себе отчет в происходящем, но разыграла этот фарс, чтобы подставить изменника.

Как бы там ни было, в чистом виде это состояние встречается довольно редко, а вот в «пограничном» – сплошь и рядом. Например, некоторые актеры, режиссеры, блогеры и прочая творческая интеллигенция, склонная злоупотреблять чужими ролями и вымышленными образами, иногда так входят во вкус, что уже с трудом отличают реальность от вымысла. 

Однако что же представляет из себя это состояние на самом деле?

Врач-психотерапевт, действительный член Российской Академии медико-технических наук Александр Теслер поясняет: кинематографический вариант с множеством «личностей» – достаточно условное построение.

«Диссоциативные расстройства, фуга в психиатрии – немножко другое. Расщепление личности происходит и при шизофрении. Существует похожее изменение – расстройство личности, то, что раньше называли психопатией, и шизоидная психопатия – склад личности, состояние, при котором наблюдается определенная шизофреническая симптоматика, но человек не является больным шизофренией. Он может ощущать в себе несколько личностей», – говорит психотерапевт.

Так что данное состояние нельзя отнести исключительно к бредням режиссеров. «В Голливуде особенно не напрягаются и берут многое из реальности. Когда я работал дежурным психиатром по городу, я сталкивался с такими людьми. Отнести это состояние к частым нельзя, но оно встречается. Человек не переселяется в мир фантазий – он просто ведет другую жизнь. Он обучаем, воспринимает новую информацию, но на какое-то время стирает прошлую. Это компенсаторный механизм, который позволяет ему выйти из сильного стресса и переключиться», – поясняет эксперт.

Но присутствие именно большого числа «личностей» в одном человеке, которые живут в нем как в каком-то приюте – все же художественный вымысел, уточняет Александр Теслер.

С другой стороны, расщепление на разных «персонажей» встречается у многих вполне здоровых людей. «В принципе, в жизни мы играем много ролей. В одной ситуации я – немолодой лектор или лечащий врач, в другой, с друзьями и товарищами – мальчишка. Человеческая личность очень многогранна, и это спонтанно срабатывает в определенных ситуациях», – говорит психотерапевт.

Еще одна история – люди, которым чего-то не хватает для самоутверждения, и которые начинают это выдумывать. Но одно дело, когда они придумывают это для девушек, чтобы казаться значительнее, а другое, когда сами в это верят.

«Вообще у нас в стране очень много ряженых – «дворян» с деревенскими рожами, которые назначили себя в 90-х аристократией, втянулись, стали носить фраки, устраивать балы, и не вышли из образа до сих пор, или казацких атаманов, которые верят в то, что они атаманы и могут хлестать кого-то нагайками. Есть бред малого размаха, а есть -высокого. Кто-то действительно поверил, кто-то вжился в этот образ. Человек склонен верить собственным фантазиям, часто втягивается и не хочет оттуда вылезать. Главное, чтобы люди оправдывали свои амбиции. Некоторых это мотивирует на какое-то развитие, а некоторые в это верят, и при полном отсутствии критики к ситуации вызывают здоровый хохот у окружающих», – говорит эксперт.

Так или иначе, пока человек – даже будучи «в образе» – не нарушает социальные регламентации, он не выпадает из социума. А вот переступить черту можно по нескольким причинам: или по личным мотивам, или вследствие болезни, или в качестве ответной реакции на что-то. Если в мирное время некто выглядит, как школьный учитель, а по ночам преображается в монстра и скачет с топором по крышам (о чем наутро не помнит), это одна ситуация. Если же люди проявляют какую-то нетипичную для себя реакцию, но имеют для этого веские причины – другая. Нормальна любая реакция, адекватная раздражителю, подытожил эксперт.