Как отметить Рождество Пресвятой Богородицы

10:48 20/09/2018
Как отметить Рождество Пресвятой Богородицы
ФОТО : Икона "Рождество Пресвятой Богородицы"

21 сентября православная церковь отметит Рождество Пресвятой Богородицы. В традиции нашей церкви очень трепетное, личностное отношение к образу Девы Марии. К ней обращаются за заступничеством, горячо любят ее и верят, что она знает наши немощи и скорби. В богослужебных текстах Богородица именуется Храмом Божьим, Божьим Жилищем. Так что Матерь Божья остается чистейшим и совершеннейшим образом Церкви.

Для верующих это повод задуматься о том, почему Бог выбрал для великого служения именно ее и о чем это говорит нам. Ведь начиная с Рождества Богородицы начался путь примирения человека с Богом через Иисуса Христа, путь всего человечества к спасению.

Как и где родилась Дева Мария

Не стоит искать упоминаний о рождении Богородицы в Новом Завете – их там нет. Сама история появления на свет Царицы Небесной была описана гораздо позже. Лишь во II веке от Рождества Христова в Протоевангелии Иакова, одном из церковных преданий, появляется история рождения Девы Марии. И эта история – такое же свидетельство Божьего промысла, как и многие другие. И одновременно – один из самых ярких примеров смирения, веры ее родителей и их готовности следовать указанному пути.

Согласно преданию, Дева Мария родилась в семье праведных Иоакима и Анны – немолодых уже супругов, которые много лет оставались бездетными. Настолько долго, что это стало вызывать укоры со стороны их соплеменников, жителей Иерусалима. Самый жестокий укор Иоаким услышал, когда пришел в храм принести жертву по Моисееву закону. Первосвященник отказался принять ее, сказав: «Ты не создал потомства Израилю».

Этот упрек так больно ранил богобоязненного Иоакима, что он не вернулся из храма домой, а скрылся в горах, где пастухи охраняли его стада (родители Девы Марии были состоятельными людьми). Там-то и услышал он слова ангела, сказавшего: «Бог милостиво принял твои молитвы. Жена твоя Анна зачнет и родит дочь, о которой весь мир будет радоваться». И это обещание сбылось в свой срок.

Дева Мария появилась на свет в доме своих родителей в Иерусалиме. Сегодня на этом месте стоит православный монастырь Святой Анны, на первом этаже которого расположена церковь в честь Рождества Божией Матери, а под монастырем – древняя пещерка, которая считается частью дома Иоакима и Анны. Расположен монастырь в Мусульманском квартале Иерусалима неподалеку от Львиных ворот.

А в 70 метрах от него стоит базилика Святой Анны: католики никак не могут согласиться с мнением, что именно на месте православного монастыря стоял родительский дом Богородицы, и отводят ему свое место.

Как отметить Рождество Пресвятой Богородицы
Фото: wikipedia.org

Интересно, что в Москве есть улицы, названные в честь родителей Пресвятой Богородицы Святых Иоакима и Анны. В первую очередь это улицы Большая Якиманка и Малая Якиманка. Они получили свое название по имени придела Иоакима и Анны в Благовещенской церкви, которая была снесена в 1933 году. Храм располагался на месте пересечения улицы Малая Якиманка и современного Якиманского проезда. По имени главной улицы получил название и весь район.

Рождение Богородицы – это начало Нового Завета

В церковном календаре праздник Рождества Пресвятой Богородицы занимает особое место. «Рождество – только начало подвига её жизни, – говорит священник Георгий Кочетков, ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института. – В самом этом празднике мы слышим еще эхо традиции Ветхого Завета. В Ветхом Завете великий смысл деторождения заключался именно в том, что нужно было родить такое дитя, которое сможет послужить Богу целиком и полностью. Это же мы видим, когда сама Дева Мария дает свое согласие стать матерью Мессии-Христа.

Ради служения Богу создавались семьи и продолжался человеческий род: не сам по себе и не сам для себя, как часто думают теперь. Сегодня человек обычно хочет продолжать в своих детях себя, что, конечно, совершенно языческое, эгоистическое и бессмысленное представление о сути деторождения, ведущее к семейным трагедиям, расстройствам, когда люди теряют всякий смысл семейной жизни, всякую надежду, а в итоге приходят к потере своей семьи и своих детей».

«Мы можем сказать, что на Деве Марии завершился ветхозаветный период, требующий постоянного деторождения и многочадия, чтобы в жизнь мог войти Мессия-Христос», – говорит Георгий Кочетков.

Почему Господь помогает смиренным и кротким

Эта тема – служение Пресвятой Богородицы, ее посвящение всей себя Богу – важный смысловой пласт праздника Рождества пресвятой Богородицы. Она от самого рождения была послушна воле Господа. Совсем маленькой девочкой согласилась прийти на служение в Иерусалимский храм. А после, когда ей явилось откровение, что она станет матерью Спасителя мира, была всем своим сердцем открыта этому служению, готова принять всякую свою судьбу. Весь ее жизненный путь – это путь исполнения воли Божьей, принятия всего, что пошлет ей Господь. «Я раба Господня» – это ее главное служение. Поэтому-то она и была избрана Богом для великой миссии Боговоплощения.

«Она стала большей среди всех людей, – говорит Георгий Кочетков. – В то время были праведники, пророки, гении, были и святые, в конце концов, её родители. Но она стала большей, будучи совершенно убогой. Слово «убогость» имеет несколько смыслов: и «жить у Бога», и «истощение», и «умаление». Она вообще ничего для себя не требовала, у неё ничего не было и ей ничего не было нужно. Это удивительное свойство потом привело церковь к выводу, что «Бог гордым противится, а смиренным и убогим даёт благодать».

Те, кто хотят чего-то для себя в этом мире, в этой жизни, богатеют здесь, но беднеют на небесах, они уже разрушают в себе то начало новозаветного откровения, которое позволяет верующим отдать Богу своё сердце и ничего не хотеть для себя, не иметь ничего своего. По словам священника, церковь проповедует качества нестяжания, целомудрия и послушания как содержание земного пути человека, который должен освободиться от всего ветхого: от ветхого родительства, представления о семье, о детях, о своём имуществе и жизни.

Эти вещи невозможно понять по-новозаветному, не обращая свои мысли и взоры к Божьей Матери, поэтому её образ обязательно есть и в каждом храме, и в каждом доме, где живут верующие люди. Перед нами стоит задача, подражая Богоматери, стараться следовать этой церковной традиции, явленной прежде всего в Деве Марии.