Из Сирии на этой неделе пришли трагические новости. С радаров пропал российский самолет Ил-20. Позже станет понятно, что его сбили, погибли 15 офицеров. О самых последних данных о крушении рассказала корреспондент «МИР 24» Анна Бажайкина.
Ил-20 сбила ракета зенитно-ракетного комплекса С-200, который стоит на вооружении сирийской армии. Но под ударом российские военнослужащие оказались после налета израильских истребителей F-16. В понедельник вечером Ил-20 вышел на задание отследить обстановку в зоне дислокации Идлиб. В 21:39 командование ВВС Израиля оповестило российских коллег о том, что готовится удар по сирийским объектам на севере страны. Где именно находится авиация, не сообщили. Бомбы упали ровно через минуту – в 21:40.
«Как вы видите на карте, удары израильских ВВС были нанесены не в северной части Сирийской Арабской республики, а в районе Латакии, которая является ее западной провинцией. Введение в заблуждение израильским офицером относительно района нанесения ударов истребителями не позволило вывести российский самолет Ил-20 в безопасный район», – заявил официальный представитель Минобороны России Игорь Конашенков.
У 15 российских военнослужащих не оставалось шанса. Погибли все: инженеры, высококвалифицированные математики, ведь Ил-20 – настоящая лаборатория.
«Они, конечно, подготовленный экипаж. Людей туда отбирают. Они все контрактники, офицеры. Учитывая, что мало этих самолетов, это штучная подготовка. Самолет можно и построить, а людей не вернуть», – считает капитан первого ранга запаса, военный эксперт Василий Дандыкин.
В севастопольском авиагарнизоне Бельбек в память о коллегах зажгли свечи.
«Этот самолет нам знаком, много раз здесь заправлялся. Экипаж – многие мои друзья, они знают членов этого экипажа», – сказал майор резерва Андрей Самарцев.
О своей командировке в Сирию многие из погибших офицеров родственникам не говорили, чтобы те не переживали.
Роману Долматову 18 сентября исполнилось бы 28. С женой прожили меньше двух лет. Теперь она осталась одна с двумя детьми. Второй ребенок родился всего два месяца назад. Александр Алешин – сын генерал-майора, но в тылу не отсиживался, хотел в небо. Да туда, где настоящая работа. Сергей Гаврютин уже в школе решил, что будет военным, как отец. В тетрадях между уроками рисовал модели самолетов.
«Когда в школе учились, он был всегда в брючках, в рубашке, всегда серьезный, девочек защищал, хорошо общался с девчонками с парнями», – вспомнила одноклассница Сергея Ольга Полякова.
Виктор Квасенков и его друзья вместе ходили в детский сад, школу. В небольшом поселке Витю знали все и очень гордились, что защищает Родину. Он всегда ставил перед собой цели, постоянно их исполнял, у него не было такого, что он дал слово и отказал, он при любых обстоятельствах исполнял свои слова. Среди погибших офицеров он был самым младшим – всего 24 года. Перед командировкой поделился с друзьями: вернется, сделает предложение и женится.
После трагедии в небе над Латакией соболезнования Владимиру Путину выразил президент Сирии. А премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху позвонил российскому лидеру:
«Я говорил с президентом Путиным. От граждан Израиля и от себя лично выразил соболезнования в связи с гибелью 15 членов экипажа, чей самолет был сбит сирийским огнем. Я сказал ему, что мы имеем право на самооборону, но очень важно сохранить координацию безопасности между Израилем и Россией», – сказал премьер.
То, что произошло 17 сентября, в Минобороны РФ считают нарушением российско-израильских договоренностей 2015 года «О предотвращении инцидентов между вооруженными силами на сирийском направлении». Причем Москва готова была идти еще дальше. Вот конкретный пример: Россия получила аванс от Сирии по контракту на поставку зенитных комплексов С-300.
«Израиль попросил Россию, чтобы она не продавала Сирии этот комплекс, потому что он мог работать по израильским самолетам, которые считают для себя вправе наносить удары по сирийской земле, по суверенному государству. И Россия пошла навстречу, потому что, она, как бы, поддержала каким-то образом интересы Израиля», – считает военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке Виктор Литовкин.
Москва ко всему прочему помогает репатриантам. В Израиле проживает больше 40 тысяч граждан бывшего Советского Союза, кто от России каждый месяц получает пенсию 5 600 рублей. На всех получается почти 230 миллионов рублей. В год это почти три миллиарда. Это, к примеру, около трети годового бюджета российской Твери.
Теперь военно-стратегическое партнерство России и Израиля почти похоронено. И руководству еврейского государства нужно сделать очень многое, чтобы вернуть доверие Москвы. К тому же, по данным Минобороны России, израильтяне знали о том, что в российских и сирийских вооруженных силах установлены разные системы «свой-чужой». Да, С-200 в Сирию поставил Советский Союз, но без системы распознавания - государственная тайна.
Такая вот «цепь трагических обстоятельств». 15 погибших. Сейчас в зоне крушения идет поисковая операция. Из воды извлекают обломки самолета и тела российских офицеров.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе