Ежегодно 30 сентября в России отмечают День интернета. Праздник, посвященной Всемирной паутине, на международном уровне пытались ввести неоднократно и в разные даты, но ни одна из них так не стала традиционной. В России День интернета празднуют уже 20 лет. «МИР 24» узнал, каким помнят свой первый опыт во Всемирной паутине те, для кого сегодня интернет – неотъемлемая часть не только личной, но и рабочей жизни.
Екатерина Пономаренко, соучредитель event-агентства «Магия счастливых мгновений»
«Когда мне купили компьютер, я фанатела от сериала «Зачарованные», но в журналах особо информации не было. Обычно по две строчки писали и все. Я вырезала фотографии, статьи и переписывала их в блокнот. Этого, естественно, было мало. Поэтому, когда появился интернет, первое, что я начала делать – это часами выписывать статьи и интервью главных героинь. Только это я тогда умела и могла, больше никаких функций на тот момент не знала и не понимала.
Потом моя подруга посоветовала мне зарегистрироваться в мейл-агенте, и начались переписки, постоянные знакомства. Тогда мне было лет 12-14. Я была полностью поглощена этим приложением, и мне казалось, что нет ничего лучше, чем это общение. Спустя какое-то время та же самая подруга сказала, что ее молодой человек посоветовал ей такую крутую вещь, как ВКонтакте. Когда я первый раз увидела эту соцсеть, я была в шоке и не понимала, что там вообще происходит, но все же зарегистрировалась. Самое смешное, что ее молодой человек на тот момент, из-за которого, по сути, мы обе оказались во ВКонтакте – мой нынешний муж.
Могу сказать, что первое время, когда появился интернет, ни мне, ни многим моим знакомым не было понятно – для чего он существует, и что там можно делать. Меня научили, как вводить в поисковой строке то, что мне нужно, и я это искала. Больше я ничего не понимала. Позже, когда нашла Википедию, то казалось, что совершила открытие».
Ольга Караулова, директор «Креативного агентства Ольги Карауловой»
«Интернет существует с 1970-х годов, но в нашу жизнь он вошел в середине 1990-х. Мою первую профессию, профессию журналиста, он изменил самым коренным образом. Наверное, в 1995 или в 1996 году мы перестали получать жуткие серые бумажки с сообщениями информационных агентств. Они не случайно назывались «лентами» – из жужжащего аппарата выезжала именно лента с информационным сообщением. С появлением интернета новости стало можно получать по электронной почте, а потом и через подписку на сайте.
Не скажу, что на работе был какой-то лимит на интернет-траффик: в первое время ничего очень интересного в сети не было, связь использовали для работы, это было удобно. Не помню, чтобы я чему-то училась специально, все получилось само собой. Тогда не было мобильных телефонов, только какие-то радиостанции и пейджеры. А интернет был, и это было фантастически удобно.
В конце 1990-х в России уже был миллион пользователей, и потому быстрое развитие получили сетевые издания. Уже в конце 2000 года я работала в интернет-СМИ – в проекте Глеба Павловского «Страна.Ru», мы делали бюро этого федерального издания на Дальнем Востоке. Корреспонденты были во всех столицах краев и областей, вот тогда уже точно появились мобильные телефоны, и сообщения можно было передавать в режиме реального времени в любую точку света. Без этих технологий задержка в передаче информации могла составлять полдня (для прямых эфиров телевидения и радио), а для газет – не менее суток. Мы с сотовой и интернет-связью наполняли нашу интернет-газету информацией через 10-15 минут после события.
Я встречала Ким Чен Ира в Хабаровске в составе группы российских журналистов во время его визита в Россию и просто диктовала репортажи по телефону, их записывали коллеги в офисе в Москве или в Хабаровске, и через 15 минут они были на сайте.
Через несколько лет мне посчастливилось работать с Антоном Носиком, одним из «отцов Рунета» в его проекте BFM.ru. Антон всегда был на несколько шагов впереди. В то время еще не существовало никаких «хоум-офисов», но уже тогда он предложил, чтобы один из сотрудников начинал работать ранним утром из дома, не приезжая в офис. Благодаря этому, пока другие ехали на работу, у нас уже выходили материалы.
В общем, интернет подарил лично мне больше времени на жизнь, существенно облегчил работу – и с информацией, и с людьми. Величайшее изобретение, связанное с интернетом, это, конечно, соцсети – они дают возможность общаться со всем миром и не потерять друзей. Образование стало доступнее, путешествия – дешевле, словом, одни плюсы. Так что, ура, и с праздником всех пользователей!»
Антон Беккужев, блогер
«Интернетом я начал пользоваться лет в 12-14, изначально только на телефоне через WAP и GPRS. Я сидел именно в таком интернете, не компьютерном. Скачивал разные полифонические мелодии и песни. Все это мне очень нравилось, даже несмотря на то, что было дорого. Я постоянно тратил деньги на то, чтобы купить новую карточку, пополнить баланс и посидеть в интернете. Пользовался реально очень много, каждый день.
Родители никогда не контролировали и не проверяли, чем я занимался в сети, всегда мне доверяли. Никогда не было такого, чтобы они просили показать, например, телефон. Но иногда я все же скрывал от родителей, что сидел в интернете, чтобы получить карманные деньги. Порой копил свои, откладывая с каких-то первых статей и других заработков.
Я не считаю, что у меня была какая-то зависимость от интернета, просто было интересно. В принципе, это весьма логично для человека, который в будущем начал работать в СМИ. Пользовался аськой, там я, в основном, общался с теми, кого знаю лично. Что касается онлайн-знакомств, то сидел на сайте «Артемка.ру», там были форум и чат. Форум на разные темы, связанные с жизнью, телевизионными программами, покупками. Я помню, постоянно были войны и горячие споры, люди ругались, в общем, жили форумской жизнью.
Компьютерным интернетом и «ВКонтакте» я начал пользоваться, как бы смешно это не звучало, только на первом курсе университета, не считая уроков информатики в школе. Правда, я еще выпускал школьную газету, поэтому мог заходить в интернет и вне уроков. Дома подключиться к сети было сложно. Телефонная ветка была одна на двоих с соседями, соответственно пользовались мы телефоном по очереди. Из-за этого родители не могли подключить интернет».
Елена Абрамова, pr-менеджер образовательного онлайн-сервиса Puzzle English
«В 1998 году, когда я еще училась в РГГУ, мой муж впервые уехал в загранкомандировку, соответственно встал вопрос, как общаться. На тот момент у мужа интернет уже был. От однокурсника я узнала по секрету, что в старом корпусе на пятом этаже есть заветная комната с парой компьютеров, на которых установлен интернет. Сначала тех, кто о ней знал, было немного, но сарафанное радио работало быстро, поэтому желающих зайти в сеть вскоре прибавилось. Тогда, чтобы попасть во Всемирную паутину, надо было сначала зайти в Norton, а в строке выбрать Netscape.
Моя первая почта была, кажется, на Mail.ru. Тормозило все страшно. Примерно через полгода, в 1999-м я приехала к мужу в Германию, совпало это с тем, что нужно было написать курсовую работу. Помню, я нашла множество научных статьей на английском и на их базе написала курсовую. Преподаватель был страшно удивлен и доволен. Кстати, когда я вернулась к летней сессии в РГГУ уже появилось интернет-кафе, в интернет можно было зайти и в Ленинской библиотеке за отдельную плату».
Мария Чегляева, медиаменеджер
«С трудом помню, какой это был год, может 1996 или 1997-й. Тогда про эту штуку говорили с придыханием: там все есть. Было там на тот момент совсем не все, а по нынешним меркам можно сказать, что ничего и не было.
В Москве было несколько провайдеров, для доступа надо было купить карточку, стереть защитный слой и получить пин- код для доступа. Модем включался в ту же розетку, что и телефон, поэтому пользоваться им и интернетом одновременно было невозможно. Конечно, родители были против того, чтобы домашний телефон был занят по несколько часов в день. Нет, мы не сидели в Facebook, просто за два-три часа как раз можно было найти несколько статей для реферата или скачать песню.
По этой причине, а также из-за того, что до большинства провайдеров до часу ночи было не дозвониться, в интернете сидели ночью и под утро. Если счастье с соединением и наступало, то было недолгим, как правило, связь обрывалась где-то между Рамблером и загрузкой нужного или ненужного документа. Кто же знал до загрузки, нужным он окажется или нет. Модем издавал крякующие и чвакающие звуки. Отдельной радостью была выделенная линия. Дома этой роскоши почти ни у кого не было, поэтому устроиться на работу, где есть выделенка, было дополнительным удовольствием.
Позже, когда начали развиваться первые СМИ Рунета, появились рейтинги и тизерная реклама. Поэтому яркие заголовки вроде: «Шок! Пугачева снова беременна!» – как раз с тех времен. Другое дело, что тогда подобные тизеры можно было увидеть на вполне респектабельном издании с переходом на его собственный материал.
Секса в интернете было больше, хотя картинок и видео значительно меньше. Маленький квадратный тизер, может быть, 30 на 30 пикселей, на котором были изображены длинные женские ноги со спины, в почти ничего не прикрывающей мини- юбке, привел меня на сайт «Независимой газеты». Когнитивный диссонанс вернул меня обратно на исходную страницу, снова смотрю на полуобнаженную даму, а рядом вижу подпись: «Здесь вы этого не найдете».
Ольга Бобровская, журналист
«Я с ним познакомилась в институте. Меня поразило, что все можно искать через Рамблер. Это превратилось в игру: ввести в Рамблер поисковый запрос вроде: «Сколько человек в Китае» и с замиранием ждать ответа, слушая скрипучую песню модема. Потом в Москве появились первые интернет-кафе, и я любила захаживать в то, которое было в Столешниковом переулке, рядом с магазином. Там за небольшие деньги можно было посерфить, а если проголодаешься, то поесть крошки-картошки из ларька по соседству.
Я помню, что тогда у всех началась проблема выйти из интернета. Он затягивал. У меня ее не было. Самым ярким событием для меня стало знакомство с ЖЖ. Я выбрала для себя дурацкий ник, первое что пришло в голову: «Windy». Интересно, что через несколько лет моя жизнь стала полностью связана с ветром, когда я всерьез и надолго увлеклась виндсерфингом. Чтобы лучше понимать ЖЖ и Яндекс, я сходила на пару лекций к Антону Носику в МГУ на журфак. Было интересно. Еще через несколько лет Носик пил чай на моей кухне. Он пришел на день рождение к моей подруге-журналистке, с которой мы вместе снимали квартиру».
Подробнее в сюжете: Социальные сети